Сергей Сутулов-Катеринич. «От искренней строки светлее в мире…»
Юрий Ковалёв. «Песня ветра»
К 70-летию Победы
Евгений Кабалин. «Фронтовые письма»
Диана Кан. «О вечном шепчет скорбная полынь»
Антонина Спиридонова. «На полотне длиною в жизнь»
Сергей СУТУЛОВ-КАТЕРИНИЧ
«От искренней строки светлее в мире...»
АНГЕЛ_ПОДРАНОК
Поэллада
I. Упадший гость
Ангел-подранок, странный и ранний, В рубище рваном рухнул у бани...
Дед полупьяный выполз наружу: — Пес окаянный! Лютая стужа... В синем сугробе — красные крылья. Кто это, робя?! Вижу впервые... Бес или Ангел?! Боже пречистый! Тайное — явно! Дюже плечистый... Эй, выручайте, блин, хуторяне. Ну-тко, внучата, чадо затянем!..
…………………………………….
Стопка сивухи. Следом — другая. — Чуете: духи тоже алкают. Боже, какие крылья творишь Ты! Галстук на вые — чисто парижский. Что — оклемался? Мысли — благие? Али ты с Марса — к деве Марии?! Любо, внучата? Боязно сглазить? С неба — нечасто. Он — незаразный... Чуете? Дышит. Даже — бормочет. Ну-тко, потише... Вдруг напророчит?!
Ангел бессонно стонет и молит: — Больно без солнца... В небо — на волю! — Будь ты хоть чертом — дохтур поможет. Неча волчонком грызть подорожник. Кто тут постарше? Шустро в деревню! Скажешь: упадший — юный, но — древний. И без насмешек: «Лекарь-аптекарь...» Мишка, не мешкай, будь человеком!
Бука крылатый, хочешь варенья? Внуки-робята ждут откровенья... Слово не можешь? Пусть — предисловье. Веник положим под изголовье. Листья березы хвори рассеют... Это — серьезно. Это — Расея.
II. Предисловие
— До чего доверчивы мальчики порхающие... Чело-человечины! Граждане-товарищи! Чело-мои-чудики, люди озабоченные! Ангелы — не пудели. Не летать — порочно. Чело-человечины, лжете, что случайно Крылья изувечили... Не летать — фатально. Ежели столь вежливы, чело-вы-ученые, Нечего нетрезвыми в нас палить по-черному! Ядрами и стрелами, бомбами и пулями, А еще — напевами, дикими, разгульными. Чело-вы-беспечные! Слово — ирреально. Им и покалечили. Не летать — аврально. Души ваши сирые ждут решений лучших... Ангелы буксирами служат для заблудших. Кажемся веселыми, мечемся в исподнем... Эх вы, чело-олухи, семечки Господни... Чу, мои наивные, гей, мои жестокие, Тягостно под ливнями, но страшнее — окрики! Горестно под вьюгами реять над Россиями. Ангелы — не пугалы. Ангелы — спасители...
Чело-человечины, вам кричу прощально: «Боль — подруга вечности. Не летать — летально!»
III. Окончательный диагноз
Доктор явился бледный, как Чехов: — Опохмелился, друг человеков?! Где горемыка? Чай, не буянил?.. Дети, — на выход! Воздуха — в баню! Ангел, конечно... Ты сомневался?! Дышит сердечко самую малость. Слово глаголил парень-печальник?! — В небо! На волю! — дед отвечает. — Как из орудий... — Весь, с потрохами... — Ангелы — люди, — доктор вздыхает. — Эко, мерзавцы! Крики намедни: «Брось, показалось! Ангелы — бредни...» — Боже, за что нам муки чужие? — Ежели стоны, может, быть живу? — Морфий — по вене... — Врежешь, как поршнем! — Сутки, поверь мне. Сутки. Не больше.
Чуда не будет. Чудо — бескровно. Ангелы — люди. Небо — условно...
………………………………………..
А́мен пропела снежная замять. Тело взлетело. Тень исчезает. — Как на погосте — запах полыни... — Нет уже гостя. Нет и в помине.
IV. Послесловие деда
Больше недели дед куролесил. Мысли звенели: «Ангелы... Бесы... Демоны... Боги... Галстук парижский...» Вдруг на пороге врач проявился: — Хватит, родимый, — хватит Кондратий! Ангел гонимый — вновь среди братьев. — В полночь нагрянет лучиком лунным! Прочь, хуторянин, древний, но — юный! Сгинь, пустомеля, дохтур-негодник! Ангел велел мне выпить сегодня. Коли не станет здесь приземляться, Значит, креста нет в бане дурацкой! Значит, на встречу вылечу лично. Ангелы — вечны. Крылья — вторичны. — Неба невольник! Шут твердолобый! Вон — колокольня: ну-ка, попробуй!
………………………………………..
Дверь — нараспашку! Дед колобродит... Скинул рубашку. К звездам восходит. ...Как он крестился — скорбно и грозно! И растворился в нимбе морозном. Младенцы, не пришедшие с войны
Любая бойня — мимо воли Божьей: Помимо, но во имя сатаны. Прапрадед правнучонка уничтожит — Мальчонку, не пришедшего с войны...
Фельдмаршал поджигает шнур бикфордов, Взрывающий кроссворды ДНК. Убитый пехотинец — звук аккорда, Пронзающий пространства и века.
Про предка при суворовской награде Прорыкает филолог Боря Дно, Предателю в кромешном Сталинграде Читая наизусть «Бородино»...
Генетик гениальный, предрасстрельный, Под шерри-бренди «травку» покури... Тебя прикончит враг или наследник Под музыку кудесника Кюи?!
Война всегда кромсает Божье слово. Кровавый ад — на радость сатане. И снова снится поле Куликово. И снова мальчик мечется в огне...
Мечтатели-хохлы, оленеводы, Ценители цыпленка табака, Любители портвейна и природы, Витайте в акварельных облаках!
Кружите над мороками Марокко, Макарами, марктвенами, марго. Рифмуйте: Ориноко — одиноко. Танцуйте в ритмах танго и танго.
Радируйте бездарному Пилату: «Ужо тебе, паршивый атташе!..» Творите, ростиславные, по Плятту. (По блату? — Позабывшим о душе).
Любите итальянок, кореянок, Француженок, славянок... Ай-люли! Но помните: в жене живет подранок — Грядущий или бывший: се ля ви. …………………………………….
Другие мы! И новый мир инаков, И новый Рим, и новые штаны, Поскольку не хватает зодиаков Младенцев, не вернувшихся с войны. Любовь — эпиграф? эпилог?
Романс: сто лет спустя...
Пора признаться, не покаявшись, В любви, которой след простыл... Покурим, милая, на камушках: Нева ворчит — шалят мосты.
Река ночными машет крыльями, Как чудо-юдо-птица-кит... Сто лет назад недооткрыли мы Ни антарктид, ни атлантид.
Недосмеялись, недоплакали: Тебе — Парнас, а мне — Кавказ... Судьба, запугивая плахами, Дворцы творила напоказ.
Фантомы песен изувеченных, Прозрачных чувств и фраз простых... Прикурим, милая, у Вечности: Нева вот-вот простит мосты.
...Из-под обложки ветхой Библии – Листок... — эпиграф? эпилог?
«Ах, как друг друга не любили мы... Ах, как любили мы, мой Бог!»
Афанасий Анфасный
Аритмии... начертательной, геометрии... мерцательной посвящается
Извините, биографы, я рисую на скатерти. Отключите хронографы аритмии мерцательной. Персонаж нарицательный — при отце, но без матери — Нарисован старательно под звездой созерцательной. Парадокс умозрительный — мужичок положительный...
Оживают сожители на салфетке мечтательной: — Покажи!.. — Докажите нам, что сосед замечательный! — Если он отрицательный — почему нарицательный? — Если он положительный — почему раздражительный? — На черта нечитабельный персонаж начертательный Нашей братии табельной?! — Заменитель числителя — Мужичок исключительный — без черты поучительной?! — Афанас не про нас!
Закричат небожители: — Журавель уважительный?! — Персонаж круче Жилина — поджимай сухожилия! — Жуть, без вида на жительство! — Бородатый, внушительный... — Разгоняем правительство! — Па-а-ачему не вложили нам?! — Знаменосец беспаспортный... — Для Москвы не опасный И страны распрекрасной Афанасий Анфасный? — Мужичок барражирует, а поэт дирижирует!
Интернет тиражирует: «Чужаки! Растранжирили Жемчуга подпружинные!.. Множат козни вражинные!..» — Держиморды, вяжите их, окружая дружинами, Чтобы стих поутих!
Ухмыльнусь непочтительно: карнавал оглушительный! Персонаж сокрушительный! Фантомас офигительный — Мужичок сногсшибательный, переросший читателя, Разглядите внимательно — при отце, но без матери! — Нарисован на скатерти богатырь Афанас... Критик бьется в истерике — от Кремля до Америки. Геометрия ахова пол-Луны разбабахала! Ускакали на кониках «Марсианские хроники»... Алгоритм занимательный аритмии мерцательной... — Вас издаст «Вас ист дас»!
Взломай пароль: в начале было Слово...
...все сводится к стихам, по крайней мере, от искренней строки светлее в мире, (праправнучки свирели и гобоя?) соперник! брат! подумав о Гомере, сворачивай дебаты о Шекспире, (в убогом блоге «боги Уренгоя»?) Все сводится к любви — на этом свете и, видимо, на том — мечта? химера? (проверим чувство частью русской речи...) девчонка! ты запела о Джульетте? ответит Млечный именем: Ромео. (молчите, донжуаны Междуречья!) все сводится к душе! на самом деле в начале было Слово — рифма позже, (историк, ты страшнее пошлой сводни...) душа, блуждая в огненном тоннеле, к бессмертию бредет по воле Божьей, (калигулы, горите в преисподней!) все сводится к стихам по Божьей воле; стихи — к любви, любовь — к душе, и — снова... (у Мастера смертельная премьера.) шар НЛО? ошибка — сгусток боли! взломай пароль: в начале было Слово. (бесспорно, не мое! и — не Гомера...)
ТАКАЯ ДИВНАЯ ИГРА
Поэма-реквием
1. Мать
Как тавро на роду: «Полусерб-полудойче». Мама часто вздыхала: «Чужая война...» По-немецки пойму два-три слова. Не больше. Но тогда почему снятся Рейн и Дунай?
Казахстан. Рудники. Подполковник Карлага: — Катеринич? Салага... По отцу — немчура?! Поселенец? Хирург? С Украины? Однако Будешь камни таскать от утра до утра.
Воскресенье. Июль. Бабка рыскает в спальне. Мама часто вздыхала: «Чужая страна...» Бабка тихо шепнет, но ее «внучек-швайне!» Продерет до нутра через все времена.
Казахстан. Лазарет. Подполковник Карлага: — Катеринич? Девчонка... Вагонетка при чем?! По печенкам?! По почкам?! Оклемалась, бедняга... Комиссуйте салагу — может, станет врачом.
Воскресенье. Январь. Бабка шваркает печкой: — Охмурила, овечка?! Сволота! Немчура!.. Мама молча встает. И снимает колечко. И бросается прочь — босиком со двора.
2. Отец
Не простит. Ну и что? Будет так же прекрасна. Отпускает грехи — и полвека верна. Навсегда — сквозь снега! — яро-красные астры: Не погаснут в ночах и кричат из окна.
Ее профиль потом отчеканят другие. Он его рисовал и на скалах искал. Не стирается мел. И мотив ностальгии: «Чур-чура, немчура!» — полоснет по вискам.
3. Пятая графа
В жилах столько кровей — ставлю в паспорте прочерк. Из фамилий коктейль. Но уперта родня. В жизни столько смертей — полусерб, полудойче... «Ты — русак! Это — факт!» — уверяют меня.
Разберемся в корнях — приглашаю на площадь! Но не трожьте отца и не трогайте мать... Им нечаянно стала свидетелем роща. И не чаяло небо им свидетелем стать.
4. Одноклассница
Эта девочка — дерзкая тайна моя. «Чур-чура, немчура!» — «Эй, Сутулый из Тулы!»... На дурацкую фразу: «Махнем на моря!» Оглянулась и сразу — полжизни смахнула.
Обо мне и о ней в небесах пропоют. В лагерях блатари пятый месяц гутарят... Уходя — уходи, наплевав на уют. Подожги клавесин. Не забудь про гитару.
Эта девушка — главная тайна моя. Ниоткуда взялась. В никуда исчезает... Одуванчик на льдине. Погасший маяк. И фальшивая нота, что скрипку терзает.
Обо мне и о ней во дворах говорят. При дворах и царях пять веков проклинали... «Изменяя тебе, изменяет наряд!» — «Примадонна!» — «Богиня!» — «Нацистка!» — «Каналья!»... Эта женщина — давняя тайна моя. И смешная зарубка на старом крылечке... Для того чтоб она не вернулась, моля, Я зажгу перед Господом тысячу свечек!
Обо мне и о ней в букварях наугад, В словарях наобум академики шарят... Корабли у причалов еще постоят — Пять веков, пять секунд — на краях полушарий.
Р.S.
Капельки крови — «божьи короф-фки» — Из вены медлительным менуэтом. Как скажет в двухтомнике бодрый биограф: «Большая. Личная. Драма. Поэта...»
Юрий КОВАЛЁВ
«Песня ветра»
***
И было все: и море было, оно тревожно в берег било, и от листвы в садах рябило. Забытый близкими людьми, он тосковал, не спал ночами и думал: все еще вначале, но были годы за плечами, в которых не было любви.
И были женщины. Он многих припомнить мог — пустых, нестрогих, корыстных, влюбчивых, убогих. Они над ним имели власть... И лампочка в ночи лучилась, а вот любовь не получилась, не состоялась, не случилась, и значит — жизнь не удалась...
И был сентябрь медово-вязок... Из позабытых детских сказок добыла осень столько красок, вот только не было тепла, и от туманов даль дымилась. Он не рассчитывал на милость, ведь не нашел он той, что мимо когда-то в юности прошла...
Гpoзa над Сибирью
Людмиле Миланич
Шел состав, монотонно качаясь, прошивая дождливую тьму, и гудки над тайгою звучали, как призыв неизвестно к кому.
Разыгралась гроза над Сибирью — громыхало уже вдалеке, и без устали молнии били, отражаясь в бездонной реке.
Раскаленная их паутина, в небесах продолжая гореть, рисовала такие картины, на которые страшно смотреть.
И казалось, стихиям внимая, сам Творец, первозданно могуч, как фотограф, со вспышкой снимает эту землю с клубящихся туч.
Мамонты
Василию Головачеву
На Урале, в Самаре, под Киевом, на Валдае еще, может быть, снова слышатся звуки какие-то — это мамонты стали трубить.
С близкой гибелью свыкнуться трудно им, где спасенье — они не поймут, и, отчаявшись, криками трубными будоражат окрестную тьму.
Что ж мы носимся с нашими бедами? Сквозь века продираясь с трудом, пусть они нам однажды поведают, как земля покрывается льдом, а на реках студеное крошево им, беспомощным, смертью грозит...
Где-то двери распахнуты в прошлое, и оттуда нещадно сквозит...
***
Я боялась милого потерять, слушая наветы худых людей, приходила в церковку умолять о прощенье Господа каждый день.
Больше не просила я ни о чем, простирая руки к нему в мольбе, чтобы ты когда-нибудь был прощен, чтобы помнил Боженька о тебе.
Только он не принял таких молитв, не расслышал, видно, мою мольбу. Мне осталось горькие слезы лить да привычно сетовать на судьбу...
Церковка в ненастье — белым-бела... от дождя в оконцах бежит вода... Может быть, напастью любовь была, Вот она и сгинула без следа...
И теперь, наверное, не резон каяться прилюдно в своей вине...
Льется с колоколенки перезвон — это плачет Боженька обо мне...
***
Опять в вышине закружилась листва, осыпаясь с берез... Как мало еще совершилось! Как много уже не сбылось...
В ненастье заметнее проседь, и я повторяю уже: — Да здравствует поздняя осень в природе, в любви и в душе!
Да здравствует долгая осень — в холодном дыму вечера! Да здравствует грустная очень, красивая очень пора!
Неслыханно пышных чертогов, невиданно пестрых одежд... Пора подведенья итогов, пора обретенья надежд. И пусть заплутавшее счастье отыщется бедам назло, и сгинет навеки ненастье, и в души вернется тепло.
И хочется жить без испуга и верить, что где-то вдали спешат, окликая друг друга, в родные края журавли...
***
На ногах качаясь длинных, за зеленой рощей, спотыкаясь, бродят ливни, небеса полощут.
Чтоб небесные простынки выглядели лучше, добавляют в дождик синьки грозовые тучи...
***
...Безветрие. И медленно, и плавно природа, будто занавес на сцену, роняет снег, чистейший юный снег. Так вот конец волнующего действа: итог весны чарующей и страстной, и лета с материнством и покоем, и осени печальной и нагой! А может, это все-таки антракт? За сценой суета, неясный говор — поспешно гримируются актеры и новые разучивают роли! Так падай же, благословенный снег! В голубоватых сумерках гори, порхай, кружись, совсем как тот, который уже не повторится никогда...
***
Что бы ты, Боже, ни делал со мной, где бы я ни был — верю, за этой сплошной пеленой — чистое небо. Знаю, посланием миру живых с облачной кручи рвется сквозь полчища туч дождевых солнечный лучик.
Видишь, монеткой горит золотой на половицах?!
Надо уметь в этой жизни простой ждать и молиться...
Ленинградское...
Мне потом предстоит еще вырасти, обрести и работу, и кров...
Я отсюда — из питерской сырости, дней промозглых и лютых ветров,
где Нева после ада блокадного до сих пор отливает свинцом, и ребенок глядит из парадного с побелевшим от страха лицом...
...Я совсем еще молод и голоден и все время куда-то бегу, и о чем говорить с этим городом, я пока что решить не могу,
и волнуюсь еще от незнания, и бродить по нему не привык... Полюбив эти скверы и здания, я найду с ними общий язык...
Отчего этот ангел сутулится, что за крест прижимает к плечу, и куда приведут эти улицы — я однажды узнать захочу...
...А снежинки над городом кружатся! Я ловлю их разинутым ртом... Сколько в людях терпенья и мужества! Я почувствую это потом...
Сколько им предстоит еще вынести! Очень скоро я это пойму... Капли горькие питерской сырости все бегут по лицу моему...
***
...За окнами ветка качается — со мной постоянно общается. С вестями торопится важными и машет листочками влажными. А ветер все время меняется, и тихо она извиняется, и медленно отодвигается, как будто чего-то пугается...
***
Вот еще один голос замолк, и на оклик твой не отзовется... Надо сердце закрыть на замок, а иначе — оно разорвется.
Как грядущей зиме ни перечь, все одно — истомит и завьюжит... Надо все-таки сердце беречь, пусть оно еще близким послужит.
Песня ветра
...Опять этот голос — он слышен повсюду: — Я больше по свету скитаться не буду! Устал я за всеми гоняться, метаться, по скверам безлюдным в потемках шататься! Довольно в опавшей листве копошиться! Мне надо собраться, мне надо решиться не словом, а делом за все оправдаться: упавших — поднять, опоздавших — дождаться, стать кровом бездомным и пищей — голодным, согреть их сегодня дыханьем холодным! Пускай меня славят, пускай меня травят — но прежним меня они быть не заставят! Когда же при этом листву я срываю, то значит, я просто досаду скрываю, а если я пыль на дорогах взметаю, то лишь потому, что над ними летаю. Мне хочется снова ни зверем, ни птицей, а в прежнем обличье домой возвратиться, к таким же, как я — бесприютным и сирым, и с ними владеть этим призрачным миром. Эх, дали б мне снова и душу, и тело! Я столько сказал бы! Я столько бы сделал! Пока же я молча дождинки роняю да глупые тучи по небу гоняю...
***
Я в юности хотел закончить жизнь красиво, иначе, думал я, от скуки пропаду — как Мелехов, стремглав лететь к своей Аксинье или бежать в цепи, стреляя на ходу!
Стоять, как Пушкин, там, на роковой дуэли, не прячась от свинца, под вражеским стволом! ...А может, даже так — не дотянув до цели, не дописав строки за письменным столом...
К 70-летию Победы
Евгений КАБАЛИН
«Фронтовые письма»
***
Памяти Олега Даля
«Ликер шасси» для нас вкусней вина; а ну, ребята, дернем-ка по кружке. Работа есть для нашего звена: аэродром люфтваффовский разрушить.
Шумит в мозгах от спирта и движков, поет душа, захлебываясь небом. Эх, закусить сейчас бы пирожком, а можно просто корочкою хлеба...
Кромсают воздух звонкие винты, дрожат в машинах бомболюков чрева. Здесь не нужны пилотские понты: смотри вовсю направо и налево.
Нам наплевать на стаю «мессеров», что гадят в небе свастикой на крыльях. И лишь стрелку не наломать бы дров, успев прикрыть от подлой эскадрильи.
Поля с лесами... На пейзаж легли глаза озер и синих речек ленты. Нам очень жаль бомбить лицо земли, но на войне нет места сантиментам.
Штурвал от локтя — и заход в пике! Кровь холодеет вновь от перегрузок, и жизнь порой висит на волоске, но в ВВС не попадают трусы.
Неистов гул беременных машин. Открыты люки — начинаем роды. Дождем чугунным наши «малыши» вонзились бесам геринговским в поддых. Обратный курс... И маются сердца, а души вновь тоскуют по «ликеру». Святую мысль не стоит отрицать. Жаль, что война закончится не скоро.
Памяти Александра Матросова
«Дорогая Лида! Я часто вспоминаю тебя, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем,
что чувствую, что переживаю. Да, Лида, и я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай,
как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на Запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живешь-живешь,
и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни.
Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш генерал: в бою лицом на Запад. Твой Сашок».
Из последнего письма Александра Матросова Лидии Кургановой.
Под шинелькой мороз по спине: впереди — два оскаленных дзота. Снова жертвы поганой войне принесет в этом бое пехота.
Белый снег так беспечно красив и невинен без пепла и крови. Пальцы в щепоть: «Господь, пронеси!» А ушанку — потуже на брови.
Солнце с Запада красным комком слепит нас, распадаясь на части. По искристому полю ползком приближаемся к огненной пасти.
Нам в атаке не встать в полный рост: тут же веер свинцовый накроет! И для каждого выбор непрост — быть живым иль посмертным героем.
Пулемет речью длинной трещит, в амбразуре стволом полыхая. Вдруг заглох: человеческий щит с кровью воздух последний вдыхает.
Пот ручьями стекает по лбам всех, оставшихся жить после боя. Что ж, играет с солдатом судьба? Нет! Солдат управляет судьбою!
Утирает слезу командир, хоть имеет он нервы как тросы: — Ну, немецкая мразь, погоди! Костью в горле вам встанет Матросов! Кровь по наледи струйкой течет. Позади — два поверженных дзота. Лучше жизнь, чем извечный почет... И скорбит над героем пехота.
Александр Матросов совершил свой подвиг не 23-го, а 27 февраля 1943 года,
на третий день своего пребывания на фронте. И было ему тогда всего 19 лет...
Живые и мертвые. Апрель 1945 года
Бой закончен вчера, а дымится земля до сих пор. — Эй, сюда, медсестричка! Живой я, но мне очень больно! Я дополз бы и сам, кабы был под рукою топор, чтобы враз отрубить от ноги почерневшую голень.
Я всю ночь пролежал в изумрудной весенней траве. Весь продрог до костей в этой мокрой от крови шинели. И костлявой с косою шаги я считал в голове, ан, видать, пожалела старуха меня на исходе апреля.
Я прошел всю войну, и до боли обидно сейчас просто кровью истечь, не дойдя до Рейхстага в Берлине. Столько вынести было на этих солдатских плечах, чтобы в поле немецком лежать, подорвавшись на мине?!
Мне всего двадцать пять будет в этом победном году. Жизнь еще впереди, даже если протезы приладят. Ты, сестренка, меня до санбата... Я сам не дойду... Покурить бы... Кисет отсырел, будь он трижды неладен!
Что-то мутит внутри и уже головы не поднять. Ну, а ты попытайся, быть может, еще и не поздно? Удавалось живым мне всегда выходить из огня. Где же небо? Я вижу лишь черные звезды...
Молитва на Братской
Над камином стучат ходики. Где упали друзья — холмики навсегда заросли травами. До сих пор их дома в трауре... Р. Рождественский
Всевышний! Дай в руки мне силу и мощь чародея! Всех павших тогда окроплю я живою водой. Восстанут из праха герои... И враз поредеют на Братских печальные списки и армии вдов.
С плечей отряхнут груз сырой и тяжелой землицы, пластом закрывавшей их доблесть и подвиг от нас. Как в сказке предстанут пред нами солдатские лица, сверкнут сквозь патину неброские их ордена.
Обнимут друг друга по-братски, как раньше бывало. Нальют из заначенных фляжек по сотке «за жизнь» и вспомнят без слез про атаки, походы, привалы, прорывы, обозы, окопы, снега, блиндажи,
бомбежки, полуторки, танки, сожженные села, кресты, переправы, зенитки, санбаты и кровь. И песни споют под раскаты тальянки веселой, так гревшей их души суровой военной порой.
Запрыгнут в теплушки, и сцепки зазвякают резко, бойцов унося к их домам, городам и родне. Вновь будут в оконцах навстречу мелькать перелески в совсем непохожей на прежнюю землю стране.
Они возвратятся... Увы, это вряд ли возможно: живая вода не воротит то время назад. Вот только озноб до сих пор пробегает по коже, когда я у Братских смотрю ветеранам в глаза.
Сорок первый
...листая фронтовой альбом
С детства кожей гусиной войну я всегда ощущаю, открывая отцовский альбом, святу память храня. Люди с фоток военных глядят... И, возможно, прощают, что ходили в шальные атаки они без меня.
Вот в закадровом глянце видны мне следы батальонов, с кровью вдавленных в землю тяжелой немецкой броней, и комдивы во френчах, пропитанных потом соленым, не сумевшие сладить с подставленной им западней.
Прокричит политрук, поднимая в атаку пехоту. Глохнут уши от взрывов, свистит смертоносный свинец. Я в траншее лежу, захлебнувшись кровавою рвотой, оттого что меня придавил серолицый мертвец.
Вновь как будто вдыхаю я дым от снарядного тола, запах вздыбленной глины и смрад ржаво-серых бинтов. Труб печных частоколом в глаза мне сожженные села и воронки, забитые пушечным мясом фронтов.
Блиндажи в три наката и бруствер, от ливней осклизлый, концентрат из гороха, галеты с болотной водой, и на братских могилах фанерно-звездчатые призмы маячками торчат вдоль рокад серой скорбной грядой.
Я не знаю, зачем давит на сердце мне сорок первый, и листаю военный альбом с тяжким грузом вины, но ни ночи бессонные, ни воспаленные нервы не заменят того, что родился я после войны.
Фронтовые письма
Треугольники-птицы, оригами войны. Горьких судеб страницы и страшны, и нежны. Далеки расстоянья от фронтов до тылов. Письма — связь расставаний через магию слов. Карандашные строчки на случайных листках о боях, и о прочем мимо политрука. На трехтонках надсадных, на бипланах ночных достигал адресатов треугольник с войны. Жили люди в разлуках от письма до письма. Эту радость без стука приносили в дома. Лишь конверты-квадраты из бумаги штабной возвещали о Братских, опылив сединой. Рассыпалась из армий похоронок крупа обо всех, кто с плацдармов в рай солдатский попал, и по строчкам казенным растекалась слеза, как помин вознесенным высоко в небеса. Письма нам возвращают пласт военных времен, только вот не вмещают миллионы имен, миллионы улыбок нерожденных детей, многотонную глыбу горя, бед и смертей. Почту деда в пакете с пожелтевшей тесьмой прочитаю я детям… И в письме за письмом мы услышим звучанье затаенной струны в треугольниках-чайках незнакомой войны.
Диана КАН
«О вечном шепчет скорбная полынь»
***
И будет счастье, словно локоть, близко — Мы по-американски заживем. Мы, может, даже выучим английский (Немецкий-то учить нам было в лом!).
Маркетинг, киллер, дилер, супервайзер, Промоутер, бэбиситер, бэби-бум… Мы думали: из грязи — прямо в князи. А на поверку выйдет — русский бунт.
Сметающий содомские пороки От гатчинских болот и до Курил, Бессмысленный, кровавый и жестокий — Тот, о котором Пушкин говорил.
***
Когда заря заполыхала ало И волжский окровавила прибой, Я выплакаться к Волге прибежала И долго причитала над водой.
Печали, что копились долго-долго, Слезами и словами излила. Так долго я рыдала, что лишь Волга Меня понять и выслушать могла.
О том, что жизнь не оказалась гладью И что любовь земная так горька, Рыдала я над волжскою быстрядью: «Прими обратно, матушка-река!..» Полночных звезд рассеянный стеклярус. Зари вечерней сумрачный пригас… И — плыл ко мне поднявший алый парус С проть-берега отчаливший баркас.
***
Ты говорил мне пустые слова, Не отражавшие суть: «Вот и Нева!..» — Это Нева? Это неважно ничуть!
И отражались, как вещие сны, В сумрачной невской волне Белые ночи, черные дни, Медный кумир на коне.
И провожал поезда на Москву Город, пленявший умы. И неотрывно смотрели в Неву Неотразимые мы.
Только и надо — объятья разжать Перед свиданьем с Москвой… …Город, привыкший врагов отражать, Не отразил нас с тобой.
***
Нам спасение с неба Принесший И Взирающий скорбно с икон, Пригвожденный, Распятый, Воскресший, Неужели и Ты побежден?
Неужели неостановимо Вновь на Русь наползает орда?.. Третий Рейх против Третьего Рима — А четвертым не быть никогда!
Это тьма против русского света. Это свастика против звезды. Это вран против сокола… Это Заметают убийцы следы.
Это выздоровленье больного — Волей Вышнего неистребим Восстает из неверья былого Кумачом обезбоженный Рим.
***
Я запомню себя в заповедном забывчивом мае, Где никак меня звать, где еще я никто и ничто, Где собака не лает, рябина косой не играет, Где плетусь я понуро с тетрадью стихов на ЛитО.
А собаки притихли в форштадтских резных палисадах, И прижухли рябины, грядущую чуя беду... Говорила мне мама: «Оно тебе, доченька, надо?..» Не послушала маму, не ведая, что на Голгофу иду.
Говорила мне мама с глухим материнским укором: «Что стихи? Сущий вздор!.. Ты в торговый бы шла институт...» Только что я могла, коль докучнее всех ухажеров, Всюду-всюду меня карауля, стихи начеку — тут как тут?..
Я направо пойду — обжигаюсь молвою досужей. А налево сверну — ухажеров назойливых рать... Ну, а мне-то, а мне-то всего только в жизни и нужно — То, что вздором считают, в тетрадь поскорей записать.
Пусть мутузят друг друга отвергнуты мной ухажеры. Пусть не сходит с лица моей ласковой мамы укор... Ну а мне бы укрыться от всех за высоким форштадтским забором И нести, и нести, и нести восхитительный вздор!
Отцветут по форштадтским резным палисадам рябины, Напитаются гроздья голгофскою кровью Христа. И зажгутся на ветках воскресших созвездий рубины, Чтоб до первых морозов у смертных горчить на устах.
«Эко я, как рябину, судьбину свою обломала!.. Ведь без вздора теперь не прожить мне ни часу, ни дня...» Но пока я слова для стихов, как рубины рябин, подбирала, Беспощадное вещее Слово прицельно стреляло в меня.
Заповедный забывчивый май, твою заповедь я не забуду!.. Хоть уже никогда ни за что не сумею вернуть Тот единственный, жуткий, подобный Голгофскому чуду, Тот прекрасный, лучистый, тернистый, изменчивый путь!
Нет в помине уже тех форштадтских резных палисадов. Нету мамы давно... Но все слышится, словно в бреду: «Что стихи? Сущий вздор! А оно тебе, доченька, надо?..» ...Не послушала маму и вот на Голгофу иду.
Сколько ж можно идти, непутевая мамина дочка?.. Говорила же мама!.. Ее не послушала я. ...Написала не я золотые заветные строчки — Это сами они написали и переписали меня.
***
Блинный дух и дух былинный Поизветрились Постом... Раскаленная калина Кровянеет под окном.
Раскалилась, словно печка, Всласть отведавшая дров. Бабка Настя теплит свечку, Взгляд серьезен и суров.
Свежей сдобой тянет сладко. Скоро Пасха. По ночам Непоклонистая бабка Бьет поклоны куличам.
На муку слегка подует, Бухнет масла дюжий ком, И колдует, и волхвует, И орудует пестом.
На пасхальной на неделе Не из нашей ли печи Куличи в трубу летели, Золотые куличи?
...С бабой Настею не спорьте, Хоть она добра на вид. «Масло печива не портит!» — Баба Настя говорит.
Из печи кулич достанет. Цыкнет: «Рученьки уйми!» И, возрадуясь устами, Опечалится очми.
Ах, как пахнут сладко-сладко Золотые куличи... Что ж печалуется бабка, Пригорюнясь у печи?..
Почему она печальна, Если с самого утра Благолепно-величально Льют елей колокола?..
Не с того ли, что былинный Дом вот-вот пойдем на слом?.. ...Сгустки ягоды калины Кровянеют под окном.
Россия, Русь... А дальше многоточие... Что ж, в этот скорбный судьбоносный век Обочину мы приняли за отчину, И побрели по ней и в дождь, и в снег.
Мы люди Божие, калики перехожие. Мы эмигранты в собственной стране... Но как ни тщились, нас не изничтожили Все те, кто мимо мчались на коне.
Все те, кто напылили-накопытили. Все те, кому чертовски повезло. Все те, кто записались в небожители Родной земле отверженной назло...
...Под вопли автострадные-эстрадные, Летящие в лицо нам пыль и грязь, Идем-бредем пообочь, невозвратные, На купола церквей перекрестясь.
И нам не надо с отчиной сцепления Шипами ощетинившихся шин, Когда у ног почти в благоговении О вечном шепчет скорбная полынь.
***
Здесь время течет иначе. Здесь суетное не в счет... Под окнами старой дачи Крапива вовсю цветет.
Цветет, не ведая скуки, С повадками злой снохи. И, словно к бабуле внуки, К землице льнут лопухи.
Здесь время течет, как Крымза Несуетная течет... А то, что свекровку грымзой Здесь кличет сноха — не в счет!
Не в счет, что сноха сварлива. Крапивный у сношки нрав. Уварится в щах крапива, Судьбою-едьбою став. Здесь времени и пространства Навек неразрывна связь... Твоим тридевятым царством Отверженным становясь.
***
Караван-Сарайская — не райская! Улочка горбата и крива. Но цветут на ней сирени майские — Так цветут, что кругом голова!
А неподалеку Растаковская (Баба Настя так ее звала) — Улица с названьем Казаковская Муравой-травою поросла.
Так живут — без лести, без испуга! Приговорены, обречены, Улочки, что в центре Оренбурга Детские досматривают сны.
Им не привыкать! Иль это снится мне: Жили-выживали, кто как мог, Хлопавшие ставнями-ресницами На ветрах неласковых эпох?..
...Дерзости училась я у робких Улочек, знакомых наизусть... Железобетонные коробки Вытесняют из России Русь.
Сторона моя обетованная — Оренбуржье! Все ты тут, как есть! Дремлющая Азия саманная И казачья яростная спесь.
***
Там, где вставали в полный рост хлеба И где полынь мешалась с лебедой, Дышали страстно почва и судьба... ...Но почвовед не стал моей судьбой!
Он говорил: «Мужчина должен знать Ту землю, на которой он рожден...» А я мечтала в небесах летать, Поскольку на земле впадала в сон. Летать, не зарекаясь от сумы. И петь — чем безысходней, тем звончей. Ну как могли понять друг друга мы? Мы — стрекоза и хмурый муравей!
Он говорил: «Какой забавный бред! От печки до порога — женский путь!..» Мой почвовед, мой милый почвовед, Простишь ли ты меня когда-нибудь?
Я этот путь с годами обжила... Ах, кабы раньше, кабы раньше знать! Я б виноватой тучкой притекла К земле, какую нам не выбирать.
Пропела жизнь — такие-то дела. Немногое сумела рассказать. Судьбой, что в почву намертво вросла, Способна ль стать рожденная летать?
Я обожаю росные поля И уважаю грозные леса... Для бренности сгодится и земля, Но почва для поэта — небеса.
Пусть этот мой неукротимый бред Когда-нибудь в земной заляжет пласт. И новый, в жизнь влюбленный почвовед, За все мои терзания воздаст.
***
Осерчавшая вьюга бранится В тесноте родовых курмышей... Не впервой ей в казачьих станицах Выпроваживать пришлых взашей.
Я не пришлая, бабушка-вьюга! Почему ж мне нисколько не рад Свои ставни захлопнувший глухо Оренбургский угрюмый форштадт?
Ну так что ж?.. И на этом спасибо, Родовой звероватый курмыш. Я такая ж, как ты, неулыба, Да и ты-то хорош, пока спишь.
Непроглядью родной, непробудью Ты меня не жесточь, не морочь. Без того посторонние люди Истерзали мне душеньку вклочь.
Ты пойми, я смертельно устала На разлучной чужой стороне От радушных улыбок-оскалов, Что не тонут в банкетном вине.
...Месяц-серп кровянится на небе, И сугробы встают на пути... На Пикетную улочку мне бы По фуршетным бульварам дойти!
***
Коварной волей фотомастера Однажды и уже навеки На коллективном фото замерли Друзья, завистники, коллеги.
Мгновенья дружного бодрячества Не выглядят на фото зыбкими... А ведь чего только ни прячется За белозубыми улыбками!
Тщеславье, зависть, честолюбие... А пуще прочих — хуже некуда! — Израненное самолюбие Любви, что некогда отвергнута.
«Столь разные, что вместе делаем?..» — Невольно думается с ужасом. Здесь даже ревность застарелая Галантностью прикрыта дружеской.
Но вновь, лучась улыбкой тихою, Со всеми жду — вот птичка выпорхнет Из объектива юным соколом, Рожденным только для высокого!
Не потому ль так страстно хочется Остаться дурочкой наивною И вновь свершать от одиночества Побег в то фото коллективное,
Где средь притворства изощренного Лишь ты один — вконец растерян! — Стоишь с лицом приговоренного Ко мне, как к самой высшей мере.
Антонина СПИРИДОНОВА
«На полотне длиною в жизнь»
***
Природу-кошку гладит Бог По нежной спинке. И в небесах переполох, Летят дождинки К земле, дрожащей от любви, Грома грохочут. Всем хватит серебра. Лови! И пей, кто хочет! И радуга среди дорог Взошла над полем... Природу-кошку гладит Бог, И сам доволен.
***
Вечерами зимними в детстве, у огня, Стали откровением сказки для меня. Мчались сани быстрые, ветер завывал. А окно узорами кто разрисовал? Чьих следов таинственный росчерк вдоль реки?.. Облака пушистые в небе так легки, Розовые ленточки в гриве у коня... Что за далью синего леса ждет меня?.. В лампе керосиновой фитилек чадит, Слышно, как подойником бабушка звенит... Пусть глаза закрытые — здесь не заблужусь. Каждое мгновение помню наизусть!
***
Что остается после нас? Деревьев тень. В наивном взгляде детских глаз — грядущий день. Произнесенные без лжи любви слова. На полотне длиною в жизнь — лик божества.
Что заберем с собою мы за облака? Реки неспешное тепло и скрип песка. Все, что сквозь пальцы утекло, оставив след. В чем только музыка и свет, а смысла нет.
***
Мать-и-мачеха вдоль дорог. Золотые монетки бог Обронил на ладони весны. Снег растаял, и стали видны
Между мятых банок пивных, Стекол битых, кульков пустых. Но пройдет еще день или два — Скроет все молодая трава.
Мать-и-мачеха вдоль дорог, Мой возлюбленный — на порог. И загадывать я не хочу Чем за счастье судьбе заплачу.
Сгаснет май — золотые деньки. Где свидания были легки. Но годам и седым ветрам Я любовь мою не отдам.
***
Молодая золотую рано косу расплела, Обручальное колечко нелюбимого взяла.
Обещал, что приласкает, залатает раны все... Одуванчик расцветает, умывается в росе.
Золотой венок девичий уплывает по волне. Обручальное колечко обжигает руку мне.
Золотое, но чужое... Что хотела доказать? О другом сердечко ноет. Я не в силах удержать. Одуванчиков колечко речка быстро унесет, А разбитое сердечко нелюбимый не спасет.
***
Ах, березонька, девичья рука. Белая кора, раны черные, Колыхаешь ты моего сынка Во чужой земле некрещеного.
Как по льду иду — тонкий лед трещит. Стынет на столе тело млелое... Не кричит дитя, и душа молчит. Много лет молчит, что ни делаю.
Но придет пора, выгорит кора. Пропадут слова непрощеные. Ах, березонька, я твоя сестра. Кожа белая, думы черные.
|