H X M

Публикации

Подписаться на публикации

Наши партнеры

2014 год № 6 Печать E-mail

Работы художника

Сергея ПЕТУХОВА

 

01

Сикачи-Алянский олень. х., м. Дальневосточный художественный музей

 

02

Сикачи-Алян. х., м. Дальневосточный художественный музей

 

03

Сбор черёмухи. х. м.

 

04

У колодца. х. м. Дальневосточный художественный музей

 

 

 

 


 

 

 

 

Татьяна ДАВЫДОВА



Непогрешимость таланта

 

 

Восприятие картин Сергея Петухова часто вызывает у зрителей невольный прилив любви к жизни. Вероятно, потому, что реальность не озлобила художника, зависть к чужим успехам не точила его душу, отсюда в его работах такое свободное воплощение любимых сюжетов.
Село Сикачи-Алян, расположенное в семидесяти километрах от Хабаровска, как источник энергии всегда притягивало не только ученых, но и просто любопытствующих. На картине Сергея «Ночь в Сикачи-Аляне» — молодые люди в волшебном пространстве бездонной ночи. Костер, гитара, огромный темный купол неба и студенты, они — мизерная частица огромного мироздания. Художник вспомнил и передал свои ощущения студенческой юности, потому картина и обрела особенное очарование. Для творческого потенциала непременно нужен объект любви и вдохновения, и таким объектом на всю короткую жизнь для Сергея Петухова стало древнейшее поселение Сикачи-Алян.
Сикачи-Алян, как особое мироздание, заворожил художника Сергея Петухова, здесь он черпал вдохновение, бесконечные сюжеты и мотивы своих полотен. В селе работали археологи, историки, краеведы, отдыхали студенты, но самую яркую картину жизни Сикачи-Аляна искренне и уважительно создали именно художники. Благодаря их картинам, пейзажам, портретам открываются тонкости уклада жизни коренных жителей сел. Не случайно именно в селе Сикачи-Алян была построена дача Хабаровской организации Союза художников РСФСР. На ней несколько поколений художников черпали сюжеты для своих полотен и без преувеличения становились мастерами. Сама земля питала их творческой энергией. Дети Сикачи-Аляна, которые давно стали взрослыми, хорошо помнят знаменитых художников — Григория Зорина, Ивана Рыбачука, Гиви Манткаву, Ли Гирсу, Евгения Короленко, Ивана и Сергея Петуховых… В девяностых Хабаровскому союзу художников содержать дачу стало не по силам, она обветшала и исчезла. Да и село так и не стало местом паломничества туристов, хотя его значение как археологического памятника никто не отменял, много еще таких же памятников культуры, «преданий старины глубокой», рушатся всуе на пространствах Российской Федерации.
Любовь Сергея к Сикачи-Аляну была возвышенной, благодаря ей он открыл для себя некую тайну сложного и одновременно простого устройства мира. В поддержку своим чувствам художник имел коллекцию, кропотливо собранную из остатков предметов, свидетельствующих о древнем заселении Сикачи-Аляна.
Известна и его дружба с местным населением, охотниками и рыбаками села. Эти знакомства помогали ему обогатить произведения изобразительной искренностью, без которой не может быть живописного откровения. В картинах художника о Сикачи-Аляне — простая жизнь селян без описательности и сюжетной сухости. Напротив, простые сюжеты возносят нас к высоким поэтическим горизонтам, как, например, пейзаж «Лето. Сикачи-Алян». Живописная трактовка, казалось бы, привычного пейзажа пропущена через чувства и эмоции художника. Солнцем пропитано все — река, нежная зелень, высокое лазурное небо с легкими облаками, жилища, даже ветхие, покосившиеся сараи. Как радужны его картины о Сикачи-Аляне!
Картина «Сикачи-Алян» — сельские мастерицы вынесли ковры-одеяла на улицу и привычно демонстрируют свои таланты. Их ковры украшают искусные орнаменты, сотканные из солнца, легенд и мифов.
Картина «У колодца». Знакомый мотив деревенской жизни. Удивительно радужный летний день, молодая женщина с полными ведрами воды, дети, солнце. Если бы в картине главной была сюжетная линия, а детали следовало рассматривать, как тонкие подробности, мы бы усматривали традиции тех, кто свято чтит наследие передвижников. Но в сюжете картины Сергея главным является пространство, и это пространство наполнено цветом счастливого солнечного дня. Гимн лету! Пространство цветового пленэра, в котором всю палитру трудно обозначить. Все цвета и оттенки зеленого, синего, желтого, красного... И при такой, казалось бы, красочной феерии нет сумбурности — все гармонично, художник создает фантастически красивую палитру, в его понимании это — месса, так должен быть устроен мир. Он так ценил это мироустройство, где нет злых намерений, а мироощущение освобождено от земных серых будней — все это увлекало художника и, казалось, совершенно независимо от него водило кистью.
Картина Сергея Петухова «Сикачи-Алянский олень». Сикачи-Алян — земля тысячелетней истории, и жители села являются ее носителями, хотят они того или нет, об этом его картина. На полотне изображен берег Амура, прибрежный кустарник и знаменитые камни с древними изображениями, которые в научном мире называют петроглифами. Главный акцент в картине — хрупкая фигурка девочки. Она стоит на камне, где чудом сохранилось изображение оленя, как послание тысячелетней давности. И эта девочка, и ее жизнь, точнее, ее судьба — в неразрывной связи с предками, которые когда-то давным-давно жили здесь, на этой полной легенд и мифов земле. Весь цикл картин Сергея о загадочном селе Сикачи-Аляне создан его восхищенной душой, лишен лукавого умствования.
Судьбе было угодно, чтобы он родился в семье художника. Редкий случай, но отец Сергея, Иван Сергеевич Петухов, известный художник, совсем не хотел, чтобы сын продолжил династию. Не уведомив отца, Сергей поступил на художественно-графический факультет Хабаровского пединститута. На Дальнем Востоке нет большого выбора художественных вузов, но немало выпускников этого института стали профессиональными художниками, благодаря таланту и творческим дачам Союза художников СССР.
Между старшим Петуховым и Петуховым-младшим всегда чувствовалась дистанция. Петухов-старший никогда не хлопотал за сына. Во всяком случае, я не наблюдала, чтобы папа, как часто бывает, вместе со своими картинами приносил на выставку работы своего сыночка. Тем не менее Сергей в творческую среду вошел легко и без надрыва. Ему еще не было и тридцати, а его картины уже находились в экспозициях краевых и даже зональных выставок, что для 70–80-х годов большая редкость. Краевые выставки проходили в помещении художественного музея один раз в год и становились важным этапом в жизни молодого художника, ведь помимо них случались только персональные выставки, как правило, избранных художников в преддверии их пятидесяти- и семидесятилетних юбилеев.
Первым заметным произведением молодого художника Сергея Петухова стала картина «Семья», она привлекла внимание довольно крупным форматом холста и откровенным по тем временам сюжетом. В пространстве холста изображена спящая молодая семья с младенцем. Судя по такой заявке, можно было предположить, что художник выбрал правильный вектор в творчестве. На таком пути его не ждут потрясения, личные драмы, метания — спутники сомнений. Сергей благополучно влился в художественную среду. Прекрасное начало с участием на выставках — краевых, зональных, всесоюзных, затем раннее вступление в Союз советских «социалистических» художников, поездки на творческие дачи Подмосковья, а также получение мастерской. Что еще нужно для полнокровного, свободного созидания?
Но, увы, он избрал иной путь, что не предполагает продуманности карьеры и осторожности в поступках. Этот путь не мешает творческой самостоятельности, но он намного беспокойней и драматичней официального статусного художника с наградами и званиями. Надо отдать должное, в эпоху «социалистических» художников получение, например, звания Заслуженного, тем более Народного, было делом нелегким. Звания получали художники, создавшие полотна, признанные не только общественностью, но прежде всего, коллегами-профессионалами. Эти полотна проходили проверку художественными выставками. Поколение Сергея, поколение еще достаточно молодых художников, получило реформы, если хаос девяностых можно назвать реформами. В творчестве теперь уже свободных художников ожидалось много открытий, но, увы, видимо, чтобы создать направление в искусстве (или хотя бы удивить ощущением свежести и новизны) недостаточно провозгласить себя свободным.
На каком гребне волны рождается гениальность? На этот счет пока нет даже предположений. Тема ледохода на Амуре стала главной темой девяностых в творчестве Сергея Петухова. На мой взгляд, лучшие состояния души художника в этих произведениях. Ледоход — явление постоянное, независимое от желаний человека. Ледоход на Амуре ждут, и это ожидание связано не только с наступлением теплого периода в природе, в нем есть предчувствие свежих событий, изменений в судьбе. И художник Сергей Петухов боялся пропустить это мощное событие, с каким-то упорством чувствуя, что в нем заключается не только стихия природы, но и определенный цикл в человеческой судьбе, и что какой-то шанс эта обновленная стихия дарует человеку. Поэтому так разнообразны мотивы ледохода Сергея Петухова.
Вот на холсте с темными рваными тучами на небе передано мощное движение глыб льда на огромном пространстве реки. На другом полотне — спокойное, красивое движение оставшихся на реке льдин создает возвышенное чувство угомонившейся стихии. Только большому мастеру удается заставить лед не просто двигаться по реке, но и создать образ как предчувствие новой жизни. Именно поэтому в девяностые годы художник написал много «ледоходов», как ожидание чего-то необыкновенно замечательного. Как в бессмертном фильме «Летят журавли» великий мастер Урусевский запечатлел, как вместе с мощным движением стихия уносит страшные события, связанные с войной, и приходит новая жизнь.
Постепенно общественная организация «Союз художников РСФСР» потеряла прежнюю функцию — материальной поддержки и стимулирования творческой деятельности художников. Индивидуализм, который всегда естественен для творчества, наконец-то возобладал во всем. Из творческой среды исчезли разговоры об искусстве, о предназначении поэта, художника. «Для кого же теперь ты пишешь, художник?» Этот вопрос не подлежит размышлению, он стал понятием размытым. Да и выставочная деятельность для многих художников не стала важной частью творческого процесса, как говорится, дай Бог выжить.
Соседом Сергея по мастерской в эту пору был Александр Викторович Гуриков, умный и талантливый художник, долгое время успешно возглавлявший Хабаровскую организацию Союза художников. В свое время он пользовался непререкаемым авторитетом в профессиональной среде, ибо председателем мог быть только талантливый художник — иных не потерпели бы коллеги по кисти. Гурикова, как и многих творцов девяностых, постигла печальная участь: депрессию лечили известным способом. Дружеское понимание Петухова и Гурикова крепло в этом направлении.
Но если Гуриков растерялся и потерял смысл творчества как деятельности, создающей духовные ценности, необходимые обществу, то Сергея Петухова вклад в мировое искусство никогда не томил. Так же, как он не имел никакого представления о том, какой же эквивалент в денежном исчислении имеют его картины. Он мог по дороге в мастерскую умудриться продать картину музейного уровня случайному прохожему за ничтожную цену, картину, которую он только что забрал с краевой выставки. О благах земных речи никогда не велось, для него они были болезненно обременительными.
Увы, попытки изменить своим пристрастиям не увенчались успехом. Тем не менее его воспитание, его нравственные критерии оставались прежними и более соответствовали понятию русского интеллигента, нежели у тех, кого исключительно благодаря внешним признакам мы относим к этому разряду.
Словесно он не громил прежнюю власть, как и не искал взаимности у новой, поскольку не был тщеславным. Официальных признаний не добивался, не состоял ни в каких партиях, не искал внезапно разбогатевшего нувориша в качестве спонсора. Восхищение и стремление к жизни отразились в его пейзажах: феерических красках цветущей весны, в красоте прозрачного утра, а также в бесконечно любимых сюжетах о Сикачи-Аляне.
Трудно представить Союз художников России без таких, как Сергей Петухов, поскольку в их судьбе присутствует некая предопределенность. Любимыми поэтами Сергея Петухова были Сергей Есенин и Николай Рубцов. Синие глаза, светлые волнистые волосы молодого художника напоминали всем его любимого поэта. Успешное начало талантливого молодого человека с поздравлениями публики и одобрением коллег, с особым вниманием женщин постепенно сменилось на печальный узкий круг постоянных собутыльников, не всегда доброжелательных и всегда равнодушных друг к другу.
Потом Сергей мне напоминал некоторых героев пьес Вампилова. Есть в них и талант, и доброта, и бескорыстность, но по причине полного отсутствия тщеславия их считают неудачниками, они не имеют того признания, которое заслуживают. Но время показывает, что чаще именно из такой россыпи талантов плетется ковер культуры и искусства. Для кого-то Сергей Иванович Петухов был шумным и некомфортным в случае, когда выпьет, молчаливым и закрытым в редкие дни трезвой жизни. Как часто в искусстве бывает, что образ жизни художника или поэта совсем не соотносится с их творчеством. Поэтому вполне логично, что только творчество может нам открыть истинное мироздание, которое несет в себе автор. Оно порой ошеломляет своей откровенностью. В последние годы Сергею поддерживать в себе ощущение мира совершенного, гармоничного становилось все труднее.
Последние сюжеты художника писались в Хабаровске, и часто надрыв души выплескивался в фиолетовом цвете, агрессивно-малиновом: либо это горящий куст, ярким торжествующим костром вспыхнувший в цветущее время года, либо фиолетовые тени вечернего солнца. Глядя на его последние работы, часто наталкиваешься на отчаянную мысль: «Не дай вам бог, захватить времена реформ». Жизнь нищего художника, а главное, ненужного ни государству, ни семье, сгубила не только Сергея Петухова. Появилась новая «элита». Изменились отношения между людьми, нравственные критерии, вместе с ними исчезли понятия о необходимости пищи духовной. Ушли в тень люди, которые воистину являлись цветом нации, ее духовными ориентирами. Вершителями умов стали иные.
Чувства большого художника всегда тревожат великие вехи в истории народа, к которому он и относится. Создано немало произведений в изобразительном искусстве на тему Великой Отечественной войны, где главным камертоном является подвиг советского народа. Сергей Петухов родился в 1953 году, он так же, как и автор картины «Шинель отца» Виктор Попков, считал себя в большой ответственности перед теми, кто завоевал ему право жить на своей земле без разрешительных санкций. В его картине «Опаленные весны» драма заключена не только в конкретной человеческой потере, жестокой и нелепой, но и в том, что, когда гибнут молодые люди, вместе с ними рушится разумное устройство мира. С живописной убедительностью и тонкостью художник создает образ весны, которую никак невозможно сочетать со смертью.
Есть некая закономерность в жизни произведений. Одни из них поначалу воспринимаются не всеми одинаково, видимо, должно пройти время, чтобы их осознали и прочувствовали. Другие картины будто уходят навсегда, стираются из памяти. Третьи — напротив, обретают неожиданное звучание, открываются с новой стороны, воспринимаются свежо и начинают воздействовать остро, как «Опаленные весны» Сергея Петухова.
Например, на моей памяти произведения Евгения Короленко воспринимались его братьями по кисти, мягко говоря, недоброжелательно. Сегодня его картины не кажутся придуманной легендой, как часто отзывались о них прежде. Это высокохудожественные произведения, в которых присутствуют символы времени художника, его современников, в них манера думать, заблуждаться и даже мечтать. Слишком мало времени прошло, чтобы искренне и без предвзятости оценивать творчество Сергея Петухова, его нужно понять и взять в свою душу с благодарностью. Его талант никто не отрицал, быть может, его расточительное отношение к собственной жизни мешало воспринимать Сергея с должным уважением.
Но как бы художник к себе ни относился, как бы он ни распорядился своей жизнью, оценивать и судить о нем в конечном итоге будут по его произведениям. «У колодца», «Опаленные весны», «Сикачи-Алянский олень», «Сбор черемухи», «Ледоход на Амуре»… именно в этих картинах и смысл его жизни, и непогрешимость его таланта.





 

Архив номеров

Новости Дальнего Востока