H X M

Публикации

Подписаться на публикации

Наши партнеры

2012 год № 5 Печать E-mail

Картинки с книжной выставки

Пятнадцатая Дальневосточная книжная выставка-ярмарка
«Печатный двор – 2011» во Владивостоке

 

 

Современный Владивосток — это сплошная дорожная пробка. Сорок восемь километров из аэропорта до гостиницы в центре города мы ехали почти два часа. К предстоящему саммиту стран Азиатско-Тихоокеанского экономического содружества, который пройдет здесь на острове Русском в 2012 году, город решили превратить в современный мегаполис. Строятся мосты и высотные здания, ремонтируются коммуникации и дороги. Все это создает сплошные пробки. Горожане мучаются уже более трех лет, и конца их мученьям не видно. К тому же в их рассуждениях об этом чувствуется скепсис: саммит пройдет, и все, что не достроят, бросят, никому это станет не нужным, и тогда нынешние мученья превратятся в кошмар.
Утром едем в спортивный комплекс «Чемпион», где будет проходить 15-я Дальневосточная книжная выставка-ярмарка «Печатный двор – 2011». Мы, трое представителей камчатской холдинговой компании «Новая книга», специально прибыли во Владивосток, чтобы участвовать в этой выставке-ярмарке. Президент нашего холдинга, Станислав Петрович Кожан, приезжает на выставку не впервые, поэтому многих ее участников хорошо знает. Бывала здесь и технический редактор нашего издательства Ольга Набутовская. И лишь я на выставке первый раз.
Зал большой. И участников много. По официальной информации — более шестидесяти. Пока никого нет, обхожу стенды. Издательский Дом «Приамурские ведомости», Якутское национальное книжное издательство «Бичик», издательство «Кордис» из Магадана, издательство «Дальнаука» из Владивостока и так далее.
Все ближе час открытия. И вдруг знакомое лицо — Виктор Иванович Ремизовский. Вот это встреча! Конечно, журнал «Дальний Восток» не может остаться в стороне от такой представительной региональной книжной выставки. Говорим с ним о журнале. Он дарит мне номер со своей публикацией — «Сахалинский гамбит, дневник одной экспедиции». В этом же номере опубликован исторический очерк камчатца, моего друга, Геннадия Струначёва-Отрока «Путями Витуса Беринга и Алексея Чирикова».
Ну что ж, начало хорошее.

— Купите мою книгу.
Он шел по залу, тяжело опираясь на палку. Останавливался, с кем-то заговоривал, шел дальше. Благородная курчавая седина над высоким белым лбом, небольшая бородка, спрятанные в морщинах глаза. Русский нос, как и подобает, — картошкой. На боку — сумка. Вот поднял глаза, прочитал название нашего издательства и города — Петропавловск-Камчатский.
— Здравствуйте, земляки! — сказал без улыбки. — Приятно встретить во Владивостоке камчадалов. Уж вы-то точно должны купить у меня книгу…
Так мы познакомились с владивостокским поэтом Александром Егоровым.
Глядя на него, продающего собственные книги, я вспомнил нашего камчатского поэта Владимира Кирпищикова. Он также торговал своими произведениями. А что было делать, если пенсия ничтожно мала, а писательский труд в России вообще не стоит ни копейки?
Всегда как-то двойственно относишься к таким людям. С одной стороны, понимаешь, что — талант, а зачастую талант крупный, и ты, возможно, и в подметки ему не годишься. А с другой стороны, чувствуешь некое превосходство: я-то, вот, книжками не торгую, благополучней живу. И в душе поднимается снисходительность, и уже нотки этого самого превосходства начинают звучать в твоем голосе, подмывает похлопать поэта по плечу: ну, давай, показывай, что там у тебя.
Знаю, многие именно так относились к Кирпищикову. Его это задевало, но он молчал. А потом жаловался своей тетрадке со стихами:

Мои годы бегут с каждым годом быстрей,
Разогнались, несутся, ретивые кони!
Как тебя не хватает мне в жизни моей,
Твоих ласковых, мама, ладоней…

Володя, Володя, какие прекрасные стихи ты нам оставил! Но, похоже, так и ушел обиженным. И на друзей, и на любимых женщин. Мало мы тебя тормошили, внимания уделяли. И ничего теперь нельзя поправить, тебя нет с нами уже несколько лет.
Поэт Александр Егоров достал из сумки тонкую книжицу с банальным названием «Кому на Руси в наше время жить хорошо». На белой обложке под черным заголовком изображено одинокое дерево, клонящееся под порывом ветра.
Ни ББК на книжке, ни ISBN. В предисловии — откровенная публицистика, никакого намека на поэзию. Слова тяжелые, возмущенные: «Одна половина россиян впала в сон Веры Павловны, а вторая на могилах предков справляет пир во время чумы…»
И — пошла поэма, шестьдесят три страницы.

Иду, свищу по отчине,
Который год беспашенной,
Дороженькой нехоженой,
В блокнот наброски делаю…

Да, стоит купить… И не потому, что человеку помочь надо, а, действительно, стоит купить.
В 1948 году, в тринадцать лет остался Саша Егоров сиротой с оравой младших сестер и братьев на шее. И где — на незнакомом Сахалине, куда родителей занесла мечта о свободе. И начал Саша зарабатывать собственный хлеб, кормить младших. Бывал и на Камчатке, потому и поприветствовал нас, как земляков.
Володя Кирпищиков тоже рос сиротой. Правда, поступил в Суворовское училище. В офицеры не пошел, окончил журфак МГУ. И приехал на Камчатку. Работал в районных газетах, ходил в рыбацкое море на сейнере-качалке. И писал стихи. Выходили тоненькие книжки. Это были счастливые лучики надежды.
Естественно, любил женщин. Его последняя книжка, которую он не увидел, называется «Женщины любимые мои».
Последние годы жил одиноко. Конечно, пил. Пил и писал.

В последний миг, когда я упаду,
И задрожит земля на небосклоне,
Твои возьму я теплые ладони
И тихо к ним губами припаду…

Теперь лежит Володя тихо под холмиком, зарастающим дикой травой. Цветов на его могиле посадить некому. И книги его на Камчатке теперь никто не продает…
— А эту возьмете?
Александр Афанасьевич Егоров протянул еще одну книгу. Солидную, в твердой обложке. «Волчьи гоны», избранное, 1997. И ББК, и ISBN присутствуют, но не указано издательство. Хороший портрет. Сильные стихи, гражданские мотивы.

Колокола одолевают ночью,
Тревожней все звучат колокола.
Безвременье,
Вцепившись хваткой волчьей,
Вновь обнажает души догола…

Поблагодарив нас за приобретения, стареющий поэт пошел дальше, тяжело опираясь на палку. Ему далеко за семьдесят. Местная публика знакома с ним, люди останавливаются, здороваются. Заводят серьезные литературные разговоры. Позже я узнал, что Егоров много публикуется в разных изданиях, ездит на российские писательские форумы. И всюду «звонит в колокола». Неуемный. Честный. Непоклонный.
Медаль писателя Евгения Гропянова

Во Владивостоке тепло и ничуть не похоже на осень. В помещении, где проходит 15-я книжная выставка-ярмарка «Печатный двор – 2011», от интенсивной работы при скоплении людей и вовсе стоит духота. Правда, никто особо не мучается — некогда, не замечают, так как презентации проходят одна за другой, перемежаясь небольшими концертами. И так все три дня, пока не раздали награды и участники не разъехались.
Нашему издательству холдинговой компании «Новая книга» тоже наград перепало:  две золотые медали и одна серебряная, тринадцать дипломов. Практически все книги, отправленные нами на конкурс «Лучшая книга года», были оценены.
Правда, не знаю, хорошо это или плохо. Большое количество дипломов, практически за каждую книгу, ставит в тупик. Не знаешь, гений ты, или тебя просто не захотели обидеть. Мне кажется, надо определиться более четко: в каждой номинации — только три медали разного достоинства и три диплома разной категории. А перед раздачей должен выступить председатель жюри и рассказать о составе своей комиссии и о том, как шло обсуждение книг, убедить участников в независимости и непредвзятости своих коллег. Тогда все встанет на свои места и никто не обидится, а своими наградами будет по-настоящему дорожить и гордиться.
Итак, у нас три медали. Золотую именную медаль получил посмертно бывший директор и главный редактор нашего издательства камчатский писатель Евгений Валерианович Гропянов. При вручении медали тепло отозвалась о нем директор выставки «Печатный двор» Наталья Ивановна Кузьмина. И это справедливо. Е. В. Гропянов был и еще долго будет оставаться старейшим и опытнейшим книгоиздателем на Камчатке. Он начал работать в Камчатском отделении Дальиздата в ноябре 1968 года. А умер в декабре 2010 года, оставаясь издателем до последнего дня. Он проработал с книгой сорок два года! Этот своеобразный рекорд побить на Камчатке практически невозможно.
После смерти Е. В. Гропянова на должность директора и главного редактора издательства «Новая книга» пригласили меня. Надо сказать, что с большой долей робости и неуверенности я взялся за новое дело. Свои собственные книги я более или менее научился готовить к изданию (опять же с помощью Е. В. Гропянова), составил и отредактировал один из томов (о Камчатке) альманаха «Тобольск и вся Сибирь», но этого опыта было недостаточно для начала самостоятельной работы. Благо, что технический редактор издательства Ольга Набутовская и младший редактор Елена Киселева, пройдя школу Е. В. Гропянова, не были новичками в этом деле. На их знания я опирался и до сих пор опираюсь. И понимаю теперь, насколько сложное и ответственное это дело — издание книги. Поражаюсь, как выдерживал такие нагрузки Гропянов на протяжении сорока двух лет! Одна работа с авторами чего стоит, ведь у каждого — самолюбие, тонкая и ранимая душа творца.
Золотую медаль Гропянова мы передали его вдове, Алисе Григорьевне. Вместе с медалью и дипломом президент холдинговой компании «Новая книга» С. П. Кожан вручил ей и единственный экземпляр свежей книги Е. В. Гропянова «Избранное», которую мы привезли из Владивостока, где она печаталась в типографии «Дальпресс». Весь тираж книги идет на Камчатку морем, а пока единственный привезенный экземпляр отдан семье писателя. Тем более что составителями и редакторами книги являлись дочь и жена писателя.
Книгу они стали собирать практически сразу после смерти писателя. Он только-только закончил свою большую художественную работу о мореплавателе Витусе Беринге «Ступай и исполни», похоже, хотел еще дорабатывать ее, дополнять, «причесывать», но уже не успел. Он жил этой книгой много лет, он устал от нее, но он ее любил. Поэтому ее обязательно надо было издавать, как и неопубликованные рассказы. В конце концов, собралось весомое «Избранное», которое мы и выпустили в свет.


Презентация «Новой книги»

Уже в первый день работы выставки начались знакомства и презентации. Нашей компании «Новая книга» в 2011 году, как и выставке-ярмарке «Печатный двор», исполнилось пятнадцать лет, поэтому нас объявили почетными гостями наряду с присутствующим в зале народным художником России Геннадием Дмитриевичем Павлишиным.
Президент и владелец холдинговой компании «Новая книга» Станислав Петрович Кожан о своем детище может говорить сколько угодно долго. Он и говорил, и его, похоже, слушали. Ведь опыт по созданию частной книготорговой, компании и особенно издательства, достаточно редкий. Далеко не у всех желающих получился бизнес в этой сфере. А у него получился. При этом он прошел путь от продавца собственного уличного книжного развала до хозяина почти двух десятков собственных магазинов, а затем и книжного издательства. При этом обошелся без «прихватизации», опираясь только на собственную предприимчивость. Чего скрывать: крутиться он умеет. Но поражаешься, как все-таки у него за эти пятнадцать лет не опустились руки. При нашей-то повсеместной коррупции и чиновничьем произволе.
С. П. Кожан — большой любитель заниматься приусадебным хозяйством. На эту тему он написал несколько книг, особенно популярными стали его рецепты домашних заготовок. Миллионными тиражами расходились из Москвы эти книги. Их до сих пор читают дачники и домохозяйки. Тогда и пришла ему мысль издаваться самостоятельно. Помог опытный камчатский книгоиздатель Е. В. Гропянов. В этом творческом тандеме они и ступили на тернистую дорогу книгоиздательства. Сегодня в каталоге «Новой книги» около ста девяноста наименований изданной литературы — книг, альбомов — с полумиллионным тиражом. На Камчатке издательство «Новая книга» самое крупное. И, как выяснилось, далеко не самое мелкое и на Дальнем Востоке и даже в Сибири.
С самого начала Кожан с Гропяновым поставили целью издавать в первую очередь камчатских авторов. Разработали ряд книжных серий: «Большая серия» — для прозы, «Малая серия» — для поэзии, «Города и районы Камчатки», «Камчатские биографии» — для краеведения, «Для садоводов и огородников», «Камчатка в описаниях путешественников» и т.д. Читателя эти книги привлекли, со временем от издательства пошла кое-какая отдача. Кожану-предпринимателю это стало еще более интересно.
Дизайном книг и версткой занимается практически один человек — Ольга Ивановна Набутовская. Лишь иногда издательство привлекает сторонних специалистов, в том числе мужа Ольги Ивановны — Михаила Набутовского, профессионального дизайнера. Корректор у нас молодой, но знающий и любящий работу, — Елена Киселева.
«Ваши книги выделяются не только красивой внешностью, но и интересным содержанием», — признавался заместитель генерального директора по производству ИПК «Дальпресс» Виктор Анатольевич Васильков. Отзыв приятный и даже лестный. Стараемся! И с авторами работали и работаем серьезными, профессиональными. То же — и с фотохудожниками. Слава Богу, такие на Камчатке есть: Владимир Лазарев, Александр Дьяков, Виктор Гуменюк, Игорь Вайнштейн и др. И небольшая писательская команда существует, членов Союза писателей России на полуострове пятнадцать человек. Недаром книги издательства «Новая книга» неизменно отмечаются на выставках различными наградами, а три книги признаны лучшими книгами России за разные годы. Это книга В. Столярова «Корякские и ительменские сказки» (2007 г.), А. Смышляева «Рыбаки океана» (2008 г.), И. Шпиленка «Долина гейзеров» (2010 г.).
На 15-й Дальневосточной выставке-ярмарке «Печатный двор – 2011» наше издательство взяло две золотые медали и одну серебряную. Одно золото досталось Е. В. Гропянову, другое — книге из серии «Камчатка в описаниях путешественников». В этой серии у нас было две книги: В. Л. Комаров «Путешествие по Камчатке в 1908–1909 гг.» и Карл фон Дитмар «Поездки и пребывание в Камчатке в 1851–1855 гг.». В 2011 году вышла третья книга, в которой содержатся произведения двух авторов, участников Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга — Георга Стеллера «Описание земли Камчатки» и Свена Вакселя «Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга». Она-то и завоевала вторую золотую медаль. Издательство работало над ней еще под руководством Е. В. Гропянова, мне оставалось только собрать иллюстрации и заказать предисловие к труду Вакселя доктору геолого-минералогических наук, знатоку этой и других подобных книг И. В. Мелекесцеву. Верстала книгу, как и предыдущие в этой серии, О. И. Набутовская.
В номинации «Поэзия» мы получили серебряную медаль за книгу Владимира Науменкова «Вершина вольности».
Владимир Иванович Науменков — один из лучших и любимых поэтов Камчатки. Офицер-подводник, военный журналист, он был уволен из армии за «антисоветские» стихи. Этот подлый удар судьбы оставил в его душе глубокую рану. Но он был и остался русским патриотом, и вся его поэзия наполнена великой любви к Родине и ее истории. И любви к Камчатке, где он и похоронен. Умер Владимир Науменков в 1995 году, и все это время его друг писатель Валентин Пустовит по крупицам собирал наследие поэта. Книга вышла, она получилась. Камчатка встретила ее как долгожданный подарок. И вот — серебро. Можно не соглашаться с решением жюри, возмущаться, спорить, но принимать оценку все равно приходится. Утешает то, что у стихов Науменкова впереди целая вечность, ибо для камчатцев они, бесспорно, первые.


Знакомство с художником Павлишиным

Узнав ближе народного художника России Геннадия Дмитриевича Павлишина, я почему-то подумал об архиепископе Хабаровском и Приамурском (ныне уже митрополите Приамурском) Игнатии. Как повезло его высокопреосвященству с этим незаурядным человеком! Он же настоящий церковник, жизнь кладет за дела церкви, и при этом — талантище! Такой прихожанин с великой пользой украсит любую общину, любую епархию.
Геннадий Дмитриевич Павлишин был приглашен на выставку-ярмарку в качестве почетного гостя. И сразу оказался в центре внимания. Многие, и я в том числе, знали его по мозаичному панно из цветных камней «Поэма о Приамурье», которое украшает фойе одного из административных зданий Хабаровска. Известен он и как непревзойденный иллюстратор национальных сказок народов Приамурья. А уж природа у него выходит — просто чудо какое-то!
И вот Павлишин — здесь, на выставке!
Еще перед открытием Геннадий Дмитриевич подошел к нашему стенду и отпустил несколько комплиментов выставленным книгам. Тут же присмотрел и захотел приобрести книгу покойного ныне камчатского художника Владимира Столярова «Корякские и ительменские сказки», да она у нас оказалась в единственном числе.
Тогда мы с ним и познакомились. Небольшого роста, кряжистый русский мужик, он больше похож на землепашца или лесоруба, нежели на художника. Но когда начинает говорить и увлекается темой, сразу понимаешь, что перед тобой человек необычный, начитанный и много повидавший в своей более чем семидесятилетней жизни. Он сразу согласился сотрудничать с нашим издательством и дал свой телефон, но чуть позже мы одумались и решили, что художник с мировым именем нашему частному издательству не по карману. Хотя в тайне я надеюсь на его бескорыстный интерес к камчатской природе и камчатским народам — ительменам, корякам, алеутам и эвенам. Поэтому телефончик прибрал.
На другой день состоялось уже публичное знакомство участников выставки с Геннадием Дмитриевичем Павлишиным. На встречу пожаловал приморский владыка Вениамин (с 7 октября — митрополит Приморский). Он и рассказал нам о том, что последние годы Геннадий Дмитриевич творит для Русской Православной церкви, пишет иконы и создает киоты для них. Самая известная икона с его киотом — вновь приобретенная Порт-Артурская Божия Матерь. Другая икона — авторской работы дочери художника Ирины — Богородица на мечах. Она находится в часовне Святого Виктора на Уссурийском острове на Амуре. «Храм стоит в пяти метрах от китайской границы, — поведал нам Геннадий Дмитриевич. — Икона сторожит. И более грозной иконы Богородицы в мире нет».
Совсем недавно, в начале сентября, в страну Восходящего солнца отправлена мозаичная икона святителя Николая Японского, которую сотворил Геннадий Павлишин для Воскресенского храма в Хакодате. Освящал икону Владыка Игнатий в Спасо-Преображенском соборе Хабаровска. Вот как история повернулась с бывшим нашим камчатским любимым владыкой Игнатием. Он освящал одну из лучших мозаичных икон Геннадия Дмитриевича Павлишина! Видимо, беседуя с художником, Владыка не раз помянул добрым словом Камчатку. Не потому ли Геннадий Дмитриевич еще до открытия выставки подошел к нам знакомиться?
Хотелось бы, чтобы знакомство продолжилось.


Ассоциация книгоиздателей

В последний день выставки состоялся круглый стол, на котором пошел разговор о необходимости создания ассоциации книгоиздателей Дальнего Востока. Для объединения много причин, и главная, как мне кажется, — в книгообмене между регионами. Мы не знаем книг друг друга. В лучшем случае читаем аннотации в журнале «Дальний Восток», но не сами книги. Иногда удается прикупить какие-то издания, бывая в том или ином городе Дальнего Востока. Нет наших книг и в Москве. Сама столица (ее книгоиздатели)   никак не заинтересована в нашей продукции, потому что конкуренты никому не нужны. Но мы-то заинтересованы в российском читателе!
Эти и другие вопросы могла бы разрешить ассоциация, которую, конечно же, необходимо создавать. И тянуть с ее созданием нельзя. В правление ассоциации необходимо включить по представителю от каждого ее учредителя, а из них создать рабочую группу, которая могла бы осуществлять стратегическую политику правления.
Холдинговая компания «Новая книга» готова стать членом такой ассоциации.

Александр СМЫШЛЯЕВ

 

Архив номеров

Новости Дальнего Востока