H X M

Публикации

Подписаться на публикации

Наши партнеры

2011 год № 5 Печать E-mail

Работы кузнеца Николая ЛЕКОНЦЕВА


11_5_1

 

11_5_2

 

11_5_3

 

11_5_4

 

 

 

 


 

 

 

Владимир МАРАТКАНОВ

ОГНЕННЫХ ДЕЛ МАСТЕР


 

В умелых руках лучший клад — ремесло,
Что с ним в целом мире сравниться б могло?
Фирдоуси

С этим человеком редкой профессии я познакомился необычным образом. В Находкинской центральной библиотеке, где вот уже не один год собираются по вечерам художники, фотохудожники, краеведы, поэты, барды и туристы, объявили о том, что в городе будет проходить фотоконкурс на тему жанровый портрет. Жюри возглавит самый главный фотохудожник Приморского края Юрий Кириллович Луганский. По его мнению, члены Союза фотохудожников России обязаны принять участие в конкурсе. Действительно, высокое звание члена Союза художников обязывает, но если этим жанром не занимался и склонности к этому виду искусства не имел, то…задумаешься.
Как-то на улице Ленинской у одного из домов я увидел необычной формы металлическое крыльцо. Пройдя еще два десятка шагов, у следующего дома увидел перила лестницы, которые невольно заставили меня остановиться. Сначала подумал, что это литье, но присмотревшись, понял, что это ручная ковка, выполненная с хорошим художественным вкусом. Но кто же этот мастер-кузнец? Вот и сюжет для конкурса: кузнец за работой.
В этот же день, повстречав в городе известного туриста Владимира Трофименко, на всякий случай спросил, не знает ли он какого-либо кузнеца. Он без промедления ответил, что знает одного кузнеца, который работает на Находкинском заводе железобетонных конструкций (НЗЖБК).
На следующий день, взяв фотоаппарат, поехал на встречу с кузнецом. Охранник завода, выписав пропуск, показал, где находится кузница. У меня сложилось твердое убеждение, что кузнец — это непременно атлетического сложения мужчина с окладистой бородой и могучим басом. Именно таким был мой отец, проработавший кузнецом более тридцати лет. Да и во всех фильмах кузнецов показывают богатырями. Каково же было мое удивление, когда в кузнице у наковальни я увидел человека небольшого роста, явно не богатырского сложения, без бороды, да еще и в очках. Прямо скажу, для фотоконкурса совсем невыигрышная фигура. Тем не менее, не показывая своего разочарования, разговорился с мастером. Объяснил цель своего визита. «Николай Виссарионович Леконцев», — так представился кузнец. Он оказался на редкость дружелюбным человеком и разрешил себя сфотографировать. Закончив работу, провел меня в комнату отдыха. Я спросил у него об увиденных на улице Ленинской кованом крыльце и лестнице.
— Да, это я ковал, — ответил Леконцев. — Моих работ в городе много. Только в районе улицы Ленинской около десяти. Крылечки, перила, ограждения, решетки, ворота. Это по заказам руководителей фирм, священников. Кроме того, работаю по индивидуальным заказам владельцев коттеджей. Для них делаю более художественную работу: каминные наборы, торшеры, люстры, подсвечники. Даже малые скульптурные работы в виде животных и птиц изготовляю. Хотите посмотреть перила лестницы в помещении завода? Конечно, я согласился, а увидев перила, не удержался и начал фотографировать. Как же было не сделать снимки, когда перед тобой такие необыкновенные кружева, сделанные из металла?! Такое сковать мог только талантливый и любящий свое дело мастер.
Посмотрев на часы, Леконцев воскликнул:
— Извините, спешный заказ, надо идти работать! Если желаете, можете посмотреть сделанные мной ворота на территории бывшей базы. Это тут недалеко…
Из любопытства решил я зайти на эту базу — все равно по дороге к дому. Вахтер, пожилая женщина, узнав, что я фотограф и хочу сфотографировать «красивые ворота», не удивилась. Даже посоветовала мне зайти в здание Металлоконструкции, где я увижу много всяких красивых работ этого кузнеца. Увидев ворота, огорчился, что этой красотой могут любоваться всего два-три десятка человек. На фоне старых складов и металлической сетки, ограждающей территорию предприятия, белые ворота смотрелись, по меньшей мере, странно. Для парка бы такие ворота, чтобы видели их тысячи человек. В здание Металлоконструкции не пошел. Постеснялся. Когда выходил с территории базы, вахтер спросила: нашел ли я ворота и побывал ли в здании. Услышав, что я туда не зашел, с чувством произнесла: «Жаль».
Возвращаясь домой, поймал себя на мысли, что, фотографируя перила и ворота, я вышел за рамки фотоконкурса. Но зачем-то я это снимал! Да это же тема для статьи! И я вдруг осознал, что если не увижу другие работы этого кузнеца, то упущу что-то важное для себя.
Но что я знаю о кузнечном ремесле? Бывал в детстве в кузне отца. Качал мехом воздух для горна. Стучал молотом по раскаленному пруту. Сделал совместно с отцом несколько скоб, гвоздей и навесов на ворота. Из истории знаю, что это ремесло — одно из древнейших на земле, а кузнец был самым необходимым и уважаемым человеком в каждой деревне, в любом селе и городе. Не было такого селения, в котором бы не было кузницы и не было бы кузнеца. Чего только не ковал мой отец: плуги, бороны, вилы, мотыги, дверные петли, ухваты, инструменты для плотников, столяров и жестянщиков. Конечно, ковал подковы и сам прибивал их к копытам лошадей.
Еще помню из греческой мифологии бога-кузнеца Гефеста. Он ковал не только мечи и щиты, но мог делать и тонкие художественные изделия.
Да и у нас на Руси коваль, так называли кузнеца, был уважаемым человеком. Куликовская битва была выиграна кузнецами. Это они вооружили воинов мечами-кладенцами, непробиваемыми кольчугами и щитами, шлемами и латами, копьями и стрелами. Даже гениальный Михаил Ломоносов хорошо знал кузнечное ремесло и говорил: «И кратко сказать, ни едино художество, ни едино ремесло простое употребление металлов миновать не может».
В тот же вечер я позвонил Леконцеву и сказал ему, что заинтересовался его мастерством и хотел бы сфотографировать его работы, находящиеся в городе. Он назвал места, где они находятся, и даже тех людей, для кого изготовлял. В течение трех дней я обошел и отснял все кузнечные работы, названные мастером, и окончательно убедился, что об этом художнике необходимо написать статью. Вновь созвонился с Николаем Виссарионовичем и договорился о встрече с ним не в кузнице, а в домашней обстановке. Он охотно согласился. Возможно, помогло то обстоятельство, что при встрече с ним я сказал ему, что мой отец был кузнецом.
И вот вторая наша встреча. В его квартире никаких признаков, что в ней проживает кузнец. Ни одной кузнечной поделки. Я выразил недоумение.
— Раздарил. Все дарят цветы и книги, а я свои кованые железки. Ну, спрашивайте.
— Моя цель — узнать о вас, как можно больше, и написать небольшой очерк. Я не журналист, но публиковался в разных журналах.
Для убедительности я показал Леконцеву несколько журналов «Родное Приамурье» со своими рассказами и снимками. Он внимательно рассмотрел журналы, и они ему явно понравились.
— Ну, хорошо, слушайте. Родился я в 1948 году в старинном городке Верхотурье, что в Свердловской области. Городок стоит на берегу реки Туры. Он знаменит церквями и храмами. В этом городке до настоящего времени сохранился деревянный дом, рубленный одним топором, в котором отдыхал царский любимец Григорий Распутин. Сейчас там Гостевой Дом-музей.
Отец мой был плотником, а мать домохозяйкой. В семье было шестеро детей. Еще в школе я любил рисовать. Даже брал уроки у художника. Говорили, что рисовал неплохо. До службы в армии поработал водителем автомашины и помощником кузнеца в деревне. Помню его — Матвей Иванцов. Он мне и привил любовь к металлу и передал кое-какой опыт работы. Научился самостоятельно ковать разную утварь. Службу проходил в пограничных войсках в Амурской области. Так как еще с детства мечтал о море, то демобилизовавшись, уехал во Владивосток. Окончил мореходное училище. Восемь лет работал на судах Дальневосточного пароходства мотористом. Побывал за границей в разных странах, видел кованые крылечки, ворота, ограждения, решетки на окнах. Мелькнула шальная мысль: чем я хуже этих иностранных кузнецов?
Списался на берег, но осуществить мечту, устроиться в кузницу, не удалось. Еще пять лет проработал бульдозеристом. Но вот, узнав, что на Фарфоровом заводе требуется кузнец, сразу же подал заявление. Кузню фактически надо было создавать, как говорится, «с нуля». Самому пришлось изготавливать и доставать необходимый инструмент. Проработал год. По семейным обстоятельства переехал в Находку. Устроился работать кузнецом на Находкинский судоремонтный завод. Договорился с начальником цеха о том, что буду заниматься только художественной ковкой. Показал эскизы работ. Сначала со мной согласились, а затем стали нагружать обычной текущей работой. Она мне для души ничего не давала. По этой причине с завода уволился.
Устроился работать кузнецом в рыболовецкий колхоз «Новый Мир». Опять пришлось создавать кузню. Покупать и делать самому весь кузнечный инструмент. Работа в рыболовецком колхозе мне нравилась, но семья — в Находке, ездить за сто километров стало накладно и неудобно. Узнав, что в растворном узле строительной организации требуется кузнец, сразу же пошел туда. И вновь — создание кузни. Но зато – полная свобода действий. Начальник меня понимал. Сам искал заказчиков для кузнечных художественных изделий. Работа была в радость. Но пришли «лихие», как сейчас говорят, девяностые годы. Строительное управление обанкротилось.
Устроился работать в компанию «Металлоконструкция». Опять — создание кузни. Работал по договорам, занимался художественной ковкой. Через три года состоялась выставка моих работ. Все шло хорошо, но постепенно заказы стали меня не удовлетворять. Перешел работать в кузницу «Примстройтехмонтаж». Конечно, вновь — создание кузни. Вы видели, сколько инструмента в кузнице?
— Мне кажется, что работа кузнеца в настоящее время самая незаметная. Я к своему стыду, когда обратил внимание на крыльцо по улице Ленинской, подумал, что это литье. Потом только до меня дошло...
— Да, мало кто сейчас знает такие слова, как дифовка, насечка, оправка, пережимка, проковка, протяжка. А ведь за этими словами процесс работы кузнеца, весь смысл кузнечной работы. Для этих операций нужен соответствующий инструмент. Кузнец должен знать основные свойства металла. Тут есть свои тонкости. Например, температуру нагрева при ковке и закалке определяют по цвету каления. Температуру отпуска металла — по цветам побежалости. По виду искр, когда шлифуешь турбинкой металл, можно узнать примерное содержание углерода в стали. Я отбираю такие заготовки, чтобы при ковке металл был пластичным. В зависимости от заказа металл также отбирается по цвету, декоративной отделке. Одним словом, кузнец должен чувствовать металл. Вы, наверное, не знаете, что свойства металла подразделяются на физические, механические, химические и технологические. Физические свойства — это плотность, температура плавления, теплопроводность, тепловое расширение, отражательная способность. Механические свойства: прочность, пластичность, вязкость, упругость, твердость. Технологические: ковкость, свариваемость, обрабатываемость. Для изготовления декоративных изделий важен цвет металла. Для изготовления инструментов надо учитывать теплопроводность металла, расширяемость при нагревании. Можно определить металл по звуку. У одних низкая звукопроводность, у других высокая. Прочность определяется на растяжение, на сжатие, изгиб, кручение. Особенно кузнец должен разбираться в пластичности материала. Это необходимо для выколотки, чеканки, скани, басмы.
Нужны знания и об увеличении прочности и твердости металла, а также свойства их по совместимости друг к другу. Мало выковать изделие. Его надо декоративно отделать. Значит, нужна шлифовка, полировка и окрашивание. Для шлифовки необходимы абразивные материалы: наждачная бумага, кирпичная мука. Для полировки — специальные полировальные пасты. Еще нужно покрыть металл защитной пленкой от разрушения. Это называется патинирование и оксидирование. Технику обработки металла кузнецу надо знать в совершенстве.
— Расскажите, Николай Виссарионович, в какой последовательности вы работаете с металлом — от получения заказа до сдачи готового изделия.
— Конечно, все начинается с заказа. Заказчик приносит эскиз. Если нет эскиза, называет предмет заказа. От этого зависит, с каким металлом придется работать. Далее — вытяжка, осадка, высадка, рубка, скручивание, прошивка, рассекание. Например, вытяжка — это удлинение заготовки. Осадку применяют, когда, наоборот, надо уменьшить длину заготовки и увеличить ее поперечное сечение. Рубку выполняют зубилом. Гибку — на наковальне. Скручивание можно осуществить при охлажденном состоянии с помощью трубы. При прошивке заготовку пробивают специальными кузнечными пробойниками. Бородки могут иметь круглое, овальное, квадратное сечение. Рассекают, для того чтобы сделать завитки. Для этого необходимы зубило и тиски. Ковку ветки делают на металлическом листе. Соединять кованые изделия можно сваркой или скобами, клепками, обоймами. Патину наводят разными способами. Самый простой — нагревание поковок до появления нужного цвета побежалости. Иногда на изделии необходимо сделать чеканку, для этого нужен специальный инструмент — чеканы, пуансоны и молотки фигурные. Завершается весь процесс декоративной отделкой.
— Да это же целая наука! Профессором надо быть, чтобы во всем этом разобраться…
— Так и это еще не все. Часто приходится делать рельефную насечку. Для этого тоже необходим специальный инструмент. Когда вы вошли в кузню, то я как раз делал фигурную вставку. На ней будет выполнена рельефная насечка. Применяем еще скань. Это тонкие кружева из проволоки. Кузнец должен уметь паять. Да и окраска изделия не такое уж простое дело. Надо знать, чем и как красить. Совершенству в кузнечном деле нет предела. Приобретаю необходимые книги и журналы. Изучаю ковку древних и современных мастеров. Но практика — впереди всего. Конечно, чтобы заниматься художественной ковкой, надо быть художником. Раз вы так заинтересовались, я сейчас вам кое-что покажу.
Леконцев прошел в другую комнату и вышел, неся в руках книгу, фотоальбом и толстую общую тетрадь.
— Вот в фотоальбоме фотографии моих работ. Десятая часть. В тетрадке отзывы заказчиков. В книге, — Николай Виссарионович вдруг замялся, — сами увидите.
Начал я с книги. Называется: «Современная художественная ковка» (Москва, 1994 год). В ней пятьсот черно-белых фотографий ручной художественной ковки.
Так вот где черпает идеи и вдохновение Николай Виссарионович! В конце книги фотографии семидесяти лучших кузнецов России, а также стран СНГ. Я уже хотел отложить книгу и взять фотоальбом, но Леконцев попросил меня внимательно посмотреть на фотографии кузнецов. Всмотревшись, вдруг увидел фотографию Николая Виссарионовича и перечень его работ, находящихся в книге. Не удержавшись, воскликнул:
— Вот это да!
— Так получилось: отправил фотографии своих работ и оказался в числе лучших кузнецов России.
— Так о вас же город должен знать, как знает художников Омельченко, Лоханского, Быкова. Как знает писателей, поэтов и бардов. Как же так? Это же несправедливо. Ваши художественные произведения украшают церкви, магазины, офисы. Думаю, что многие, кто видел ваши изделия, не остаются равнодушными. Но никто не знает, что это сделали именно вы. Это несправедливо.
Внимательно рассмотрел фотоальбом. На цветных фотографиях много работ, которых в городе я не видел. Эти изделия находятся у владельцев коттеджей.
— А вот эти изделия я сделал для начальника Восточного порта Жебелева. Теперь уже покойного.
При этом Леконцев показал мне несколько фотографий в альбоме.
— Вот и его запись в тетрадке.
Он открыл нужную страницу, где была сделана следующая запись: «Несомненно, талант от Бога, безошибочный вкус, врожденное чувство прекрасного, ощущение меры и гармонии. Трудолюбие и «золотые руки» большого мастера — все это позволяет любоваться произведениями Николая Виссарионовича, как творениями настоящего искусства, и гордиться, что прекрасный мастер живет с нами в Находке. Спасибо за украшения нашей повседневной жизни, творческих успехов»! Подпись — Жебелев. 20.06.1997 г.
Первая запись в журнале от 31 октября 1985 года: «Данное творчество поражает оригинальностью, находчивостью, выдумкой, чувством гармонии и красоты. Все говорит о том, что не перевелись на Руси умельцы». Подпись Д. А. Макустов.
Еще читаю: «Молодец! Истинно руки у Вас золотые»! Старший мастер МЗЦ.
«Как прекрасно, что есть среди людей такие, как Николай Леконцев. Берегите их творчество мыслящих».
«Работы Николая Леконцева напоминают художественную ковку в городе Ленинграде». Зав. музеем рыбколхоза «Новый Мир» 21 августа 1990 года.
«Огромное спасибо за вашу светлую душу, золотые руки, которыми вы творите свое искусство. Дай Бог вам здоровья на долгие годы». Коллектив кафе «Скиф».
И все в таком духе, более сотни благодарностей на русском, английском, казахском и других языках.
Это ли ни успех!

 

Архив номеров

Новости Дальнего Востока