H X M

Публикации

Подписаться на публикации

Наши партнеры

2011 год № 2 Печать E-mail

Работы художника Юрия БАШАНА

 


 

11_2_1

 

 

11_2_1

 

 

11_2_3

 

11_2_4

 

 

 

 

 


 

 

 

Виталий ЗАХАРОВ

«Застыло в воздухе мгновение»

 

 

Бытует мнение, что у современной молодежи отсутствуют духовные ценности: они не интересуются литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но это мнение предвзято. Если внимательно всмотреться в нашу стремительно идущую жизнь, то мы увидим совершенно полярную картину. Молодежь сегодня, как и раньше, тянется ко всему новому, яркому, неизведанному. Пример тому — персональная выставка молодого дизайнера-художника Юрия Башана — «Застыло в воздухе мгновенье».
Сразу скажем: посетителей было много в Хабаровской галерее «Минус второй этаж» в здании Крайсовпрофа на Комсомольской площади, где разместилась эта выставка. Чувствовалось, что молодой художник волновался. Еще бы, это его первая персональная выставка! К ней он шел давно и уже готов был к ее осуществлению, но так сложились жизненные обстоятельства, что пришлось отложить свою мечту на несколько лет. И не пожалел об этом: сегодня он предложил те работы, которые ему самому кажутся интересными.
Представляя творчество Юрия Башана, профессиональный художник, преподаватель Дальневосточного гуманитарного университета Андрей Паукаев сказал так:
— Есть классическая манера рисования. А есть, и это признано современным искусствоведением, определенное направление, которое означает понятие освобожденного сознания. Это психологическое состояние, которое руководит художником в самом процессе творчества. В этом и заключается необычность творения...
Профессор Дальневосточного гуманитарного университета Александр Иконников поддержал мысль своего коллеги о том, что Юрий Башан сумел преодолеть правила и законы классического рисунка и остался верен себе. В этом самобытность и своеобразие картин молодого художника. Он по-своему, по-новому открывает существующий мир, порою — не реальный, а сказочный, фантазийный. А создателем необычной сказки и необыкновенной фантазии Юрий стал в четыре года, удивив своими детскими работами и воспитателей, и маму Ларису Михайловну, которая решила показать работы сына знающим товарищам. Они посоветовали развивать его редкие, индивидуальные наклонности.
В детской художественной школе оценили первые успехи малыша и без экзаменов приняли на год раньше положенного срока. Рисовал он много, в любую свободную минуту в свойственной ему манере. Порою — до пятидесяти рисунков в день. Но это были не детские забавы, а серьезное осмысление жизни, в основе которого проблемы, которые волнуют всех людей, о чем свидетельствуют картины «Без лица», «Большое в малом», «Бесконечность», «Взгляд хитреца», «Маяковский читает стихи», «Велосивый мужчина» и другие. После школы он поступил в архитектурный лицей, но там проучился всего лишь год: учеба не отвечала тем планам, которые он себе наметил.
А вот Хабаровский колледж искусств утвердил в Юрии уверенность в своих силах и возможностях, помог работать разнопланово. Именно в это время у него появились цветные композиции, графика и живопись. Вот, например, картина «Семья — ячейка общества». Замысел возник во время планерки (сейчас Юрий работает художником-дизайнером коммерческой фирмы). На компьютере он повел расширяющуюся линию от левой нижней точки свободного пространства, заполняя его изображениями-символами. Здесь просматриваются семейные отношения: мама, папа, дети. Справа — символ чего-то уже ушедшего, отжившего. Свидетельство тому — необычный, ядовитый пейзаж. Картина «Стадион» поражает необычностью ракурса: вид сверху. Сделано все это компактно и убедительно, в нескольких вариантах и в разной цветовой гамме.
Любимый художником сказочный персонаж — Буратино тоже предстает перед взором посетителей в нескольких вариантах, но особенно загадочен и своеобразен «Буратино в золотом».
В картинах (а их на сегодняшний день у молодого художника около трехсот) есть своя философия, юмор, ирония, историческая фактология. Юрий заранее не планирует себе заданий. Он никогда не знает, что у него получится, когда берет в руки кисть, фломастер или же прибегает к удивительно интересным возможностям компьютерной графики. Самое главное, что работа дизайнера не существует сама по себе.
Оформление торговых центров, офисов, организаций и фирм, магазинов, бутиков помогает нарабатывать опыт, побуждает к взлету фантазии.
— От наших клиентов, — говорит Юрий Башан, — я ни разу не слышал недовольства качеством дизайнерской работы. А похвал — не счесть…
Кстати, графика и каллиграфия — тоже удивительное явление. Первое впечатление у посетителей выставки было категоричным: выполнено не вручную, а напечатано. Это относится к Буратино, к ковру-самолету, «Люди разорили гнездо», «Сны». Художник так тщательно выписал узоры, что возникает сомнение в рукотворности произведений.
Графикой и каллиграфией Юрий начал интересоваться лет с десяти. В связи с этим его воображение поразили японские иероглифы. Мама через знакомых свела сына с известным полиглотом, знатоком японского языка Георгием Георгиевичем Пермяковым. В результате Юрий три года занимался у Георгия Георгиевича, и за это время познал историю и культуру Японии, философский смысл таинственных иероглифов, мудрость восточной поэзии.
Для расширения кругозора мама возила сына в известные картинные галереи, на выставки именитых российских и зарубежных художников. Так складывался у Юрия свой почерк, и, конечно же, не без влияния таких авторитетов, как Матисс, Дали, Малевич.
По мнению профессиональных художников, творческий путь Юрия настолько интересен и разнообразен, насколько интересны его работы. Некоторые из них находятся в частных коллекциях Японии, Канады и США. Персональная выставка Юрия Башана — серьезная заявка на профессионализм, на индивидуальную манеру самовыражения, а значит, есть у него многообещающее будущее.

 

Архив номеров

Новости Дальнего Востока