H X M

Публикации

Подписаться на публикации

Наши партнеры

2011 год № 3 Печать E-mail

Ирина ДОБРОВОЛЬСКАЯ

«Творческое горение»

Петр Комаров — классик дальневосточной литературы


Открытие и освоение дальневосточных земель было по плечу лишь людям смелым и честным, любознательным, готовым к преодолению любых препятствий, к сотрудничеству с аборигенами и народами соседних государств.
В книге «Особый район России» губернатор Хабаровского края Виктор Иванович Ишаев дал такое определение дальневосточного характера: «Понятие «дальневосточный характер» — не просто словесный штамп. Дальневосточный характер, складывавшийся десятилетиями, существует в действительности и подразумевает мужество, выносливость, широту души, а трудности его закаляют». Именно такой характер явил и жизнью своей, и творчеством наш земляк поэт-классик Петр Степанович Комаров (1911–1949 гг.)
Русские мореплаватели, государственные деятели, казаки, крестьяне, ищущие на востоке земли для вольного хлебопашества, составили основу населения Дальневосточного региона, которое освоило богатый, но малонаселенный край. И Петр Комаров, патриот родного края, посвятил первопроходцам немало своих произведений.
В легенде «Серебряный кубок» поэт знакомит читателей с потомком албазинских казаков: он передает сегодняшним молодым людям кубок, принадлежавший самому Василию Даниловичу Пояркову, который в середине XVII века возглавлял отряд, достигший впервые Амура. Пожилой казак с вдохновением рассказывает о счастливых событиях прошлого:

И сразу забыты мороз и туман,
Ночлег по-звериному — в яме.
Казаки кричат: «Погляди, атаман,
Какая река перед нами!»
Вздымается солнце, и пар над рекой
Колеблется в розовых клубах.
Встал в лодке Поярков и машет рукой:
«Подайте серебряный кубок!
Другое ему назначенье дано —
Быть вечной утехой народу.
Но нынче, казаки, я пью не вино,
А эту холодную воду.


Поэт ведет речь и о Ерофее Павловиче Хабарове, также державшем когда-то в руках заветный кубок. Хабаров основал Албазинский острог на Амуре. Ему приходилось отражать нападение маньчжурской армии, стремящейся уничтожить казацкий отряд и поработить дауров, доброжелательно относящихся к русским.
Победы предков стали для дальневосточников примером служения Родине.

Ушел албазинец дорогой своей…
Он знал, что ни грозы, ни бури
Во веки веков для его сыновей
Не будут страшны на Амуре.


Петр Комаров мечтал написать исторический роман в стихах об освоении Камчатки Владимиром Владимировичем Атласовым, но безвременная кончина не позволила осуществить творческие планы. Читатели познакомились лишь с отдельными главами этого произведения. Но то, что написано, читается, как говорят, на одном дыхании.
Образы землепроходцев, мореплавателей, ученых, писателей, лучших людей России, способствующих освоению Дальнего Востока, показаны Комаровым не только в поэмах — они проходят через все его творчество. Это Василий Поярков и Ерофей Хабаров, Витус Беринг и Владимир Арсеньев, Иван Гончаров и Геннадий Невельской — истинные сыны России.
Поэт с гордостью пишет о том, что он живет в городе, носящем имя великого Хабарова:

Есть слово древнее — хабар.
У русских воинов сначала
Оно удачу означало.
И от чертогов до хибар
Был славен воинский хабар.
Пусть я удачу назову
Сегодня как-нибудь иначе,
Но сам я в городе удачи —
В родном Хабаровске живу.


В стихотворении «Мой город» автор говорит и о другом замечательном путешественнике — мореплавателе Геннадии Ивановиче Невельском.

…Преображался дикий берег.
И сам Геннадий Невельской
Уже входил в пролив морской.


Поэт относится к Геннадию Ивановичу Невельскому с благоговением. В стихотворении «В заливе Счастья» он пишет:

Шапку сняв на твоем берегу,
Я напомню тебе пилигрима,
Но прибрежного кустика мимо,
Как чужой, обойти не смогу…
Может, также стоял день-деньской
Не сказав ни единого слова,
У Петровской косы Невельской,
Чья звезда поднимается снова.

Капитан Невельской, настоящий профессионал и патриот, человек высоконравственный, при поддержке губернатора Н. Н. Муравьева добился больших успехов в деле исследования и освоения Дальнего Востока.
О трудностях в деятельности Невельского и о радости его, связанной с победой, поэт Комаров пишет ярко и реалистично:

Он сюда пробирался не зря,
И легенда рождалась в народе,
Как нарушил он волю царя
И суровый запрет Нессельроде.
Сколько писем, доносов, угроз
Он оставил тогда без вниманья,
Чтобы знамя России взвилось
Над волною в Амурском лимане!
Ни жилья за спиной, ни дымка.
Только ветер шалит над заливом.
Двадцать лет стерегли моряка,
Но тогда он был самым счастливым.


Виссарион Григорьевич Белинский: «Чем выше поэт, тем оригинальней мир его творчества. И не только великие, даже просто замечательные поэты тем и отличаются от обыкновенных, что их поэтическая деятельность ознаменована печатью самобытного и оригинального характера». Именно таков дальневосточный поэт Петр Комаров, чья жизнь и творчество — от родного края, родному краю и его людям.
Выходец из рабочей семьи, приехавшей на Дальний Восток в 1918 году в поисках лучшей доли, в четырнадцать лет он вступил в комсомол, в тридцать два года — в партию, служил в Красной армии, активно работал корреспондентом в региональной периодической печати (газеты «Набат молодежи», «Тихоокеанская звезда», журнал «На рубеже» и др.). В 1943–1946 годах руководил Хабаровским отделением Союза советских писателей. Исколесил самые глухие уголки края, чем основательно подорвал свое здоровье. Он не кривил душой, когда восхищался работой трактористов, лесников, энтузиастов городских новостроек, колхозников, участников художественной самодеятельности: он знал и понимал своих земляков, писал о них честно и вдохновенно.
Его оптимистическая лирика и сегодня создает приподнятое настроение у читателей, помогая преодолевать жизненные трудности. Поэт находит точные слова, чтобы показать радость колхозников, получивших высокий урожай:

Поля желтеют вдалеке —
Необозримые, густые.
Как в половодье на реке,
Здесь ходят волны золотые.
Невольно вслушаешься ты
В осенний шум родной сторонки:
Комбайн стучит до темноты,
Бегут колхозные трехтонки…
И мы при встрече каждый раз
Их долгим взглядом провожаем…
Ну, что же, осень, — в добрый час:
Ты к нам явилась с урожаем.


Подобным же пафосом проникнуто стихотворение «Сентябрь», в котором доверительно ведется речь о благополучии в колхозе:

Все уродило в этот год!
Кривые ветки нагибая,
В саду висит прозрачный плод.
Кряхтят в пути от урожая
Колеса медленных подвод.
Их обгоняя, вдоль реки
Бегут, бегут грузовики…


Стихотворение «Начало города» является как бы поэтической иллюстрацией к книге Веры Кетлинской «Мужество», где реалистично, но вместе с тем с элементами романтики ведется речь о строительстве Комсомольска-на-Амуре. Строить город в начале 1930-х годов, при большом недостатке техники, было очень трудно. Но невзгоды преодолевались молодежью, которая чувствовала себя счастливой, понимая, что ее труд необходим Родине…

Я припомнить всего не смогу
Про костры на ночном берегу,
Про тайгу, что шумела вчера,
И про первый удар топора.
Это — черные гари во мгле
И постель на промокшей земле,
Это — наш балаган у реки
И зеленые тучи мошки.
Было страшно идти, не солгу,
В нелюдимую эту тайгу…
К нашей песне прислушайся ты,
Что прошла сквозь цинговые рты.
В новый город нас песня вела,
Чтобы ты в нем счастливо жила.


Поэт писал и о культурной революции, которая не только покончила с элементарной безграмотностью в стране, но и приобщила миллионы людей к высокому искусству. В эти годы повсеместно появлялись школы, рабфаки, библиотеки, клубы, высшие учебные заведения.
В поэтической зарисовке «Деревенский спектакль» Комаров показывает с элементами юмора деревенских зрителей, которые с удовольствием смотрят в клубе спектакль земляков-комсомольцев. Пусть пока это сценическое представление не совсем удачно, но согрело души.

В тесном зале сидят мужики,
Бабы с шумной своей мелюзгою —
Шутят вслух, поправляют платки
И подсолнечной сыплют лузгою.
Громким смехом встречают того,
Кто на сцене игрой отличился.
«Ванька, Ванька-то, язви его,
Погляди — королем нарядился!..»
Может, наш комсомольский спектакль
Был сегодня не очень хорошим, —
Этот вечер запомнится так,
Как другие мы вспомнить не сможем.


Бо́льшая часть жизни Петра Комарова пришлась на время Великой Отечественной войны. Он был очень болен, и на фронт его не пустили. Но стремясь быть максимально полезным отчизне, Комаров создал стихи высокого эмоционального накала, которые помогали верить, воевать, работать, выстоять. Уже названия этих произведений говорят об их направленности: «К оружию, патриот!», «Святая месть», «Тебе, Москва», «Вандалы», «Мы с тобой, Ленинград», «Родина», «Мститель», «Красноармейцу Пашкову, вставшему из могилы», «Сын», «Возмездие» и др.
Поэт призывал бойцов Красной армии к беспощадной борьбе с озверевшим врагом:

В твой дом родной и твой очаг
Стучит прикладом лютый враг.
Он у твоих стоит ворот.
К оружию патриот!
Расчеты варвара грубы:
Он — господин, а все рабы.
У нас же с ним один расчет:
К оружию патриот!
Родная мать, в твоих детей
Фашистский целится злодей.
Но — смерть за смерть! — сказал народ.
К оружию, патриот!


Комаров в годы войны пишет также сатирические фельетоны, подписи к плакатам, которые вывешивались в окнах на главной улице Хабаровска и вошли в книгу «Как пруссак попал впросак» (1942 г.)
В 1945 году поэт в качестве корреспондента ТАСС принимал участие в военных действиях Первого Дальневосточного фронта. На основании впечатлений о завершающем этапе Второй мировой войны были созданы циклы «Маньчжурская тетрадь», «Монгольские стихи», «Корейские мотивы».
Война с Японией в 1945 году по продолжительности была короткой, менее месяца: у Советской армии был к тому времени опыт ведения современной войны, и она даже в тяжелых условиях горной местности одерживала победы с минимальными потерями и в кратчайшие сроки. К тому же китайское и корейское население, оккупированное японскими милитаристами, встречало советских воинов как освободителей.
Комаров с гордостью пишет о славных воинах своей Родины, одержавших победу над фашизмом и ускоривших окончание Второй мировой войны:

А ветер шумит,
Сгибая дубки молодые,
И прежние песни поет —
Да мы-то уже не такие!
Мы только вчера
Прошли всю Европу с тобою,
На Дальний Восток из Берлина пришли,
Готовясь к последнему бою.


Внимательно слушают жители города Нинани русского пехотинца, как любимого учителя, открывающего правду жизни:

С краткой речью в городе Нинани
Русский пехотинец выступал,
Слушали солдата горожане,
Переполнив невысокий зал.
Правду открывая в каждом звуке,
На мгновенье замерли сердца.
А потом восторженные руки
Над толпою подняли бойца.
Для толпы, ликующей в то время,
Человека не было милей.
Я подумал: так из академий
В старину несли учителей.


Стихотворение «3 сентября 1945 года» передает радость дружественных народов мира, завершивших Вторую мировую войну:

Над нами ветров беспорядок
И флагов почетный парад,
И яркими вспышками радуг
Цветные ракеты горят!
От самого древнего деда
До младшего внука в семье
Великое слово победа
Сегодня у всех на уме.


Петр Комаров не мог не показать в своем творчестве героизм тружеников тыла, в том числе, конечно же, земляков, — без которого невозможна была бы великая победа.
Такие стихи, как «Аэроград», «Пути тысячеверстные легли», «Энский завод», «Ночной цех», «Награда», «Ходит слава по заводу», «Амурсталь», «Советские девушки», «Надпись на подарке», стали хрестоматийными.
Правда о героическом труде людей ради победы над врагом и будущего счастья и сегодня не оставляет читателей равнодушными. Голодные, в холоде, люди работали сутками, хорошо понимая необходимость своей работы. Общая цель сплотила народ так, что все мелочное, низкое оставалось в стороне. Доброта, взаимная выручка отличали тружеников тыла. Вот строки из стихотворения Комарова «Ночной цех»:

Всю жизнь горели за спиной
Огней кочующие вехи,
И ветерок тайги ночной
Был между нами в гулком цехе.
Среди огней терялась мгла.
Весь цех гудел не остывая,
Как будто рядом пролегла
В тайге дорога фронтовая…
И каждый думал в этот миг:
Пока опасность над страною,
Ты и в работе — фронтовик,
Ты и в труде — участник боя.

Навсегда осталось в дальневосточной поэзии стихотворение «Амурсталь». Его создание связано с конкретным фактом вступления в строй металлургического завода в Комсомольске-на-Амуре в феврале 1942 года.

Ты многое вспомнишь,
И сердце забьется,
В груди застучит горячей.
Кому еще столько
Не спать доведется
Суровых амурских ночей?
И подвиг товарищей
В памяти будет,
Его позабудешь едва ль.
Советские люди,
Бесстрашные люди —
Вот это и есть Амурсталь!..
Ты многое вспомнишь:
Декабрьские бури
И снежный морозный февраль,
И линию фронта
На самом Амуре —
Вот это и есть Амурсталь!


В 1950 году циклы стихов Петра Степановича Комарова «Маньчжурская тетрадь», «Новый перегон» и «Зеленый пояс» были удостоены Государственной премии — увы, посмертно.
Большим достоинством Петра Комарова является неповторимость изображения дальневосточной природы. Поэт был влюблен в роскошную, разнообразную природу родного края. Хорошо об этом сказала Юлия Шестакова: «Природа в стихах Петра Комарова всегда осязаема, зрима, конкретна. Для него не существует просто трав, просто деревьев, просто птиц — он всегда может точно назвать их… Даже неодушевленные элементы пейзажа и просто общие, а то и отвлеченные понятия он часто раскрывает через живое. Меткие сравнения помогают создавать запоминающиеся образы».
Стихи Петра Комарова о природе нашей, о связи человека с живым его окружением — прекрасны, многие стали хрестоматийными.
Сердце какого дальневосточника не дрогнет, когда он обратится к стихотворению «Приамурье»:

Край далекий — с лесами да сопками,
С поздней жалобой птиц, — это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты…
Выйдешь в поле — весна над равниною
Из цветов вышивает узор,
Вереницу следит журавлиную
Голубыми глазами озер…


Читатель заряжается энергией любви поэта, словно бы сам сочинил эти строчки:

Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,
Я бы выпил ручьи до глотка,
Я тропинку бы выходил каждую, —
Да моя сторона велика.
Как посмотришь — не хватит и месяца
Обойти и объехать ее.
Только в песне да в сказке уместится
Приамурье мое!..


Друг поэта Анатолий Гай сказал точно: «Творческое горение — эти два слова как нельзя лучше определяют короткую и яркую жизнь Петра Комарова как поэта и человека. Вся его поэзия — до последней строки — была мужественной, бодрой и жизнедеятельной».

 

Архив номеров

Новости Дальнего Востока