H X M

Публикации

Подписаться на публикации

Наши партнеры

2011 год № 2 Печать E-mail

Ирина КОМАР

«…Приемлю жизнь как драгоценный дар…»


 

 

Кто мы? Зачем мы? Откуда пришли и куда уходим? Вечные вопросы…
Куда исчезает искорка ночного костра, яростно и упорно рвущегося в темное небо? Вот она вспыхнула, озарила пространство и… А пламя — огромное, могучее — продолжает жить.
С Марией Глебовой я познакомилась лет восемь назад на поэтическом фестивале, ежегодно проводимом в Биробиджане. По осени туда съезжалась шумная пишущая братия со всего Дальнего Востока. В кипучей атмосфере творческого родства бурлили и вырывались на волю авторские песни, волновали сердца поэтические строки. Люди здесь объединялись не по возрастным или социальным признакам, а исключительно по одному, жизненно важному для всех собравшихся — любви к поэзии. И Мария Константиновна Глебова, учительница из Будукана, была для всех просто Машенькой, пишущей удивительно чистые, глубокие и проникновенные стихи.

…Тронуты морозом георгины,
Ветер шелестит сухой травой…
Промывай, душа, свои глубины
Ледяной прозрачной синевой.

Уплывут иллюзии и страхи,
Острые осколочки обид.
Клен стоит в оранжевой рубахе,
И осинник денежкой звенит…

…Хорошо б нам всем дожить до мая,
Не ломая вскинутых вершин,
Стужу и метели принимая
Как закон…
А он для всех один…


Ее стихи — сильные, светлые, искренние — легко и естественно ложились на душу. Это была настоящая Поэзия. Впрочем, почему была? Поэзия осталась с нами. Навсегда. А вот Маши уже нет…
Буквально за полмесяца до трагедии на общем собрании Хабаровского регионального отделения Союза писателей Мария Глебова была рекомендована к принятию в Союз писателей России. По результатам голосования прошла почти единогласно. Как она этому радовалась!
Всю жизнь она писала стихи, с раннего детства. Всю жизнь она учительствовала в Будукане, и любовь к родному языку и литературе, любовь к жизни, к природе, к родному краю расцвела в сердцах многих ее учеников, ее детей. Они тоже пишут стихи. Работы школьников, членов Будуканского литобъединения «Золотое перышко», трогательны, чисты и трепетны. Они дышат этой любовью. На более чем скромную учительскую зарплату Мария Глебова растила приемную девочку, заменяя ей мать. В житейском плане обходилась малым, и, конечно, легко ей никогда не жилось. Но она не сетовала, не жаловалась на жизнь:

…Приемлю жизнь как драгоценный дар
Уже за то, что ей не повториться…


Все стихи Марии Глебовой пронизаны жизненной силой, озарены светом и надеждой. От них исходит тонкое сияние (вот наиболее точное, на мой взгляд, определение) доброты и любви ко всему сущему. Маша была очень сильным, добрым и скромным человеком. А еще она была сказочно богата, богаче многих: ей было даровано любить и ценить жизнь во всех ее проявлениях — поистине бесценный дар. Цельность натуры, способность видеть и чувствовать главное в этой жизни — красоту и неповторимость каждого мгновения — помогли умножить этот дар и воплотить его в поэтическом слове, которым щедро делилась с ней природа:

… Доля с волей сели на пенечке,
Словно бы не ссорились вчера.
Все еще не найденные строчки
Ждут меня под елкою с утра…


«Не позволяй душе лениться». Эти строки Николая Заболоцкого были жизненным девизом Марии Глебовой. Каждый день, каждый час, каждая минута ее жизни — это неустанная работа души, живой и зрячей, сильной и красивой.

…Гуляют ветры в мартовские ночи,
Весна пришла, она свое берет.
Учись, душа: ручьями захохочет
Вчерашний камень — крепкий гладкий лед.

На солнышке апрельском загорая,
Мир сменит цвет, забыв о белизне.
Учись, душа, — скуля и замирая,
Не измени себе на крутизне…


Ничто в этом мире не происходит случайно. Смутные и лихие времена проверяют нашу жизнестойкость. Кто-то уже в сердцах клянет землю, родившую и вскормившую его, кто-то истерично кликушествует о конце света, кто-то улетает в дальние края за призрачным счастьем, пытаясь забыть родную речь. «Река забвенья — странная река…» Что происходит? Уходит любовь, каменеет душа — это и есть настоящая катастрофа.

…Сколько любви утекло без следа…
Мы удивились — пришли холода…


Служить Отечеству, сохранять верность ему — это ведь не просто высокие слова и не строки воинского устава. Жить честно, по совести, по любви, не отрекаясь от детей и родителей, разделяя со своим народом все тяготы и лишения, болея общей болью — такова гражданская позиция русского поэта во все времена.

…Пошла страна с протянутой рукой:
Пусть добрый дядя нищете поможет.
Но Родину ведь любишь и такой,
Со всем, что в ней болеет и тревожит.

Оглянешься — ни смута, ни набег,
Ни сглаз, ни мор, ни пули не скосили.
И этот наш лихой двадцатый век —
Лишь эпизод в истории России…


Много сейчас прилагается стараний к искажению нашей истории, к истреблению нашего духа, поскольку очевидно, что именно в нем и заключается наша сила, не раз заставлявшая мир застыть в изумлении. Много достигнуто успехов на пути выхолащивания душ молодых, неокрепших. Много потоплено народа в грязных сточных водах. Но, как волшебный ключ, бьет из глубин родник живой русской поэзии. Я знаю, что будуканские школьники сохранят душу живу. Мария Глебова учила их не только русскому языку и литературе. Она учила их не забывать, хранить, узнавать, умножать. Не обрывать корни свои.

Река забвенья — странная река,
Что кануло — пропало на века.
Пропали на года и навсегда
События, шедевры, города…

Но вот ее вода на бережок
К твоим ногам выносит черепок.
Вот город проступает из песка,
И стен коснулась теплая рука:
В корчаге зерна, в очаге зола,
Из камня стены, а в стене стрела…
Здесь жили люди…
Здесь прошла война…

Кто наши расшифрует письмена?
Поймут ли мудрецы грядущих дней
Век революций, войн и лагерей?..
Река забвенья — странная река,
Зато вода кроваво-глубока.

Уход близкого человека — это всегда больно. Потому что мы живые. Больно костру, теряющему жаркую искорку, устремившуюся в необъятно высокое небо. Вот она вспыхнула ярко-ярко и осветила ночную мглу… И все пространство предстало перед нами в новом и ясном свете.
Каждое стихотворение поэта Марии Глебовой — яркий миг жизни, которую она любила всей душой. Любовью, верой и надеждой озарена вся ее поэзия, оставшаяся нам.

 

Архив номеров

Новости Дальнего Востока