H X M

Публикации

Подписаться на публикации

Наши партнеры

2011 год № 4 Печать E-mail

Александр МУРАШЕВ. Стратегия экологического равновесия в вопросах природопользования

Рой МЕДВЕДЕВ. За пределами материкового Китая

 

 

 


 

 

Александр МУРАШЕВ

СТРАТЕГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
В ВОПРОСАХ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


 

Негативные процессы в социально-экономической сфере России, достигшие апогея к концу ХХ века, особенно сказались на жизни дальневосточных окраин. Блок проблем, который сформировался еще в дореволюционной самодержавной, крепостнической России, не преодолен по фундаментальным направлениям до настоящего времени. Ряд важных социальных проблем, в том числе демографическая катастрофа, как оказалось, связаны с неудовлетворительной экологией жизни населения, в частности — с условиями природопользования и правовым регулированием.
Наряду с ведущими институтами РАН к решению проблем в начале 90-х годов ХХ века подключились общественно-научные организации. Общественность проводит независимые исследования и экспертизы. Однако не всегда результаты общественно-научного мониторинга, выводы и решения попадают в официальные информационные каналы и оказывают влияние на ход социально-экономических и политических процессов. Бюро независимых экспертиз Дальневосточной народной академии наук (академик Е. А. Ерофеев), а также ряд иных российских и международных академий, например, Всемирная академия наук комплексной безопасности представили свои инновационные проекты. Материалы многочисленных экспедиций автора этих строк также оказали значительное воздействие на формирование и популяризацию среди населения идеи экологии разума. Российский Дальний Восток — это, прежде всего, сырьевой регион, поэтому вопросы оптимизации правового регулирования природопользования имеют здесь особую актуальность.
Экономика природопользования в процессе оптимизации использования природных ресурсов ориентируется на две основные группы вопросов:
1) как наиболее рационально распоряжаться природными ресурсами;
2) каким образом при этом минимизировать отрицательное воздействие на природную среду.
При этом из поля зрения теоретиков выпадает едва ли не самая важная группа вопросов: в последнее время становится все более очевидной актуальность социального аспекта этих проблем. Как известно, вопросы экологии возникают не только в процессе природопользования или в производственной сфере, но вообще в связи с жизнедеятельностью людей.
Наука опирается на очевидный факт: полностью исключить воздействие человека на окружающую среду невозможно. Потребности социума достигли уровня, требующего интенсивного освоения ранее невостребованных территорий и включения в экономику все новых и новых ресурсов. Развивающаяся индустрия на основе новых технологий возвращается к ресурсам, использование которых ранее казалось невозможным. Таким образом, давление социума на окружающую среду возрастает, а это актуализирует ряд вопросов защиты среды от вредных, разрушающих воздействий (в том числе путем разработки замкнутых промышленных циклов, путем переработки отходов).
Вопрос защиты среды, возникший первоначально в контексте улучшения природных условий жизни людей, по мере разработки теоретиками превратился в обособленную от нужд жизнеобеспечения людей отрасль экономики, порождая соответствующего рода спекуляции. Сопутствующая такой инверсии глубокая детализация и нормирование природопользования для нужд населения в реальных условиях имеет предел, за чертой которого стремительно и необратимо рушится социальная структура, народонаселение сокращается. Детальные разработки в области глубинной экологии (Анри Наэсс, 1973) приводят некоторых исследователей к идее биосферных комплексов как реального приближения к теоретико-нравственной модели адаптивной стратегии природопользования внутри региональных территориально-культурных комплексов (ТКК — Е. Г. Миков, 1997). В идеализации, свойственной маргинальным этико-социальным, нравственно-экономическим и религиозно-нравственным методикам, тем не менее, содержатся решения, реализуемые в натуре. Это касается в первую очередь создания экологических поселений (как компактно расположенных земельных участков и домовладений, так и обособленных усадеб).
Однако традиционный образ жизни российских деревень, наслегов, стойбищ, хуторов и иных национальных поселений вполне достаточен для консервации и воспроизводства жизненной силы народов России. Политики и военные уже столкнулись с проблемами малочисленности населения, недооценивая ранее важность этого государственного стратегического резерва. В этой связи автору представляется более важным решение вопросов жизнеобеспечения окраин: природоохрана должна осуществляться в разумных границах и не изнурять население различными бюрократическими глупостями. Существует реальная угроза того, что на самом высоком уровне будут одобрены практически безумные проекты (например, проект придания статуса поселений садоводческим товариществам пенсионеров или проекты организации природоохранных зон на территориях традиционного хозяйствования).
В современных условиях становятся приоритетными задачи повышения культуры природопользования и ответственности правоустанавливающих инстанций. С этим трудно спорить, но из чисто экономического сектора проблема перетекает в социальную и духовную сферы, в связи с чем возникает ряд отрицательных тенденций, наиболее существенная из которых — непрофессиональный маргинальный ажиотаж вокруг проблемы, мешающей принятию квалифицированных, научно обоснованных решений. Это связано с преувеличением положительной роли запретов в области природопользования. Затраты на воспитание экологической культуры законодатель пытается тотальным образом компенсировать глубокой конкретизацией.
В разумной степени это важно, поскольку культура и право — разные стороны единого процесса. В то же время, существует нижний, допустимый уровень минимизации ущерба, ниже которого становится нерациональным применение ресурсосберегающих технологий, вмешательство в природные процессы. И связанные с этим вмешательством социальные ограничения не оправдывают затрат на восстановление. В границах этого временного интервала природа сама восстанавливает нарушенные звенья. Этот уровень минимизации ущерба должен соответствовать времени и условиям развития естественных природных восстановительных процессов. На практике не всегда объем восстановительных работ соответствует объему причиненного вреда. Учитывая естественные процессы восстановления, объем восстановительных работ всегда меньше, за исключением случаев катастроф.
Существует немало поводов для злоупотреблений контролирующих органов. Обычно не принимается во внимание факт, что потребление ресурсов населением для личных нужд и промышленное изъятие находятся по разные стороны барьера. Например, рыбные запасы Приамурья были уничтожены не «браконьерами», а государством. При этом государственное изъятие происходило одновременно с усиливающимся притеснением населения.
Идентичные процессы имели место и в иных ресурсодобывающих отраслях. Интенсификация промышленности достигалась эксплуатацией населения методами, ограничивающими его жизнестойкость. Валютный резерв государства (природные ресурсы продавались исключительно за границу) наполнялся также за счет отчуждения ресурсов и ограничений жизнеспособности населения. Система принуждения к труду себя не оправдала. В результате окраины опустели, а социальные проблемы крупных городов обострились. Таким образом, конкретные жизненные вопросы на территориях России с малой плотностью населения, отражающие конкретный уровень развития социальной сферы, и нужды индустрии крупных городов требуют различных подходов к формированию правовых ограничений.
На фоне снижения численности населения вырастает процент занятости в непроизводительном секторе. Население, по-видимому, целенаправленно, посредством природоохранной политики, отчуждается от природной среды, для решения задачи перераспределения трудовых ресурсов в сектор, контролируемый властью. Выслеживание «браконьеров» превратилось в выгодное, прибыльное государственное предприятие. В России это традиционная форма «взаимодействия» власти и населения, а методология этого явления сохраняется при всех происходивших сменах власти.
В процессе эволюции социума нарастают противоречия между возрастающими потребностями индустрии и ограниченными возможностями биосферы, ограниченностью ресурсной базы. По своей природе частный бизнес не заинтересован в сохранении допустимого баланса между уровнем освоения природных ресурсов, развитием производства и экологическими факторами, поскольку частный интерес проявляется исключительно в сфере получения выгоды. Это означает, что без правового и экономического регулирования природопользования частный бизнес не решит экологической проблемы. Правовые и экономические санкции (в том числе различные пошлины и иные меры заградительного характера) при достаточном уровне справедливого контроля помогают частному бизнесу осознать важность экологической проблемы и распространить свой интерес на задачи охраны природы. Участие бизнеса в решении социальных вопросов также может быть эффективно лишь в рамках специально организованной юрисдикции.
При изъятии природных ресурсов в промышленном масштабе тональность проблемы становится иной. Общеизвестно, что объем промышленных отходов значительно превосходит объем конечного продукта. Истощительное природопользование в совокупности с загрязнением окружающей среды отходами производства представляет постоянно действующий механизм, препятствующий жизнедеятельности экосистемы в целом, затрудняет возможность восстановления (возобновления) ресурсов, несмотря на то, что, например, древесные и недревесные ресурсы леса, рыбные запасы, в целом флора и фауна и иные восполняемые ресурсы способны к восстановлению в соответствующих условиях. Важно, чтобы необходимые условия воспроизводились постоянно. В этом и состоит проблема рационализации природопользования — выработка динамического равновесия всех составляющих звеньев.
Уровень рациональности экономики природопользования зависит от целей производства. Частный бизнес в своей основе (цель — достижение максимальной прибыли) не способен к широкой рационализации природопользования. Однако эту особенность было бы ошибочным считать безнравственной. Личная выгода, рационализм личного поведения лежат в основе любого сознательного действия. Это закон природы, закон эволюции. Следовательно, без четких правил, определяющих границы пользы или вреда того или иного действия, без продуманной экономической политики не может самопроизвольно возникнуть порядок (сбалансированность) природопользования, экологической безопасности и социальной удовлетворенности.
Поэтому не является безнравственным и принятие законов, препятствующих получению односторонней выгоды. Жизнедеятельность во всех сферах общественного сознания должна оставаться регулируемой. Вопрос в том, как регулировать? На каких принципах? И, опять же, в чьих интересах? Экологическая проблема возникла в недрах экономики и культуры в связи с промышленными масштабами изъятия природных ресурсов и сопутствующего причинения вреда окружающей среде. Ограничения жизнеобеспечения населения в связи с этим можно объяснить лишь внутриполитическими и экономическими соображениями, по сути, никак не связанными с экологической проблемой.
Необходимо отметить, что вопросам реформирования экономики (в том числе и вопросам природопользования) уделялось всеобъемлющее внимание дальневосточными научными и управленческими структурами. Хабаровская межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия, Дальневосточная народная академия наук, Приамурское отделение Русского географического общества (ПГО) привлекли к решению проблемы выдающихся ученых. В научно-практических рекомендациях начала 90-х годов Е. Н. Галичанина, В. И. Ишаева, В. В. Уварова и других ученых на основе глубокого анализа предлагались однозначные решения. «Решать наши проблемы надо по существу наших проблем, а не теоретических и идеологических схем, навязанных нам… Если уж отказываться от большевизма, то в методах тоже… иначе вновь цель начнет оправдывать средства (курсив А. М.)», — предупреждают авторы в одной из научно-практических работ.
В монографии академика В. И. Ишаева «Стратегическое планирование регионального экономического развития» уделяется достаточно внимания вопросам формирования постоянного населения. При этом автор замечает: «И в царское время, и в советский период в экономику Дальнего Востока были вложены гигантские средства, они должны были привести этот регион к процветанию, но не привели».
Ученым подмечена важная особенность, на которую следует обратить внимание. На наш взгляд причина неудач — в отношении власти к людям, в приоритете искусственных, надуманных проектов, в которые втягивают людей вопреки их реальным интересам и нуждам. В основе практических методик всегда была парадигма приоритета сиюминутных государственных интересов над интересами населения. Вначале поступали так, как это выгодно власти, затем пытались определить Цель для учета каких-то вымышленных интересов населения, а не наоборот, — строить экономику сообразно с реальными интересами людей. При этом сам подход к проблеме выглядит «вывернутым»: не люди (свободные в своей жизнедеятельности, дееспособные граждане) строят свою экономику в своей стране, исходя из своих традиционных интересов, а государство строит экономику для людей, следовательно, ни к чему не способных и глупых — дремучих «православных христиан».
Такой «вывернутый» подход оправдывает навязывание населению любой экономической и идеологической модели. Тем господам, кто ныне представляет Российское государство, следовало бы помнить, что отнимали у населения его естественные права всегда захватчики — из опасения утратить свое господство. Добавим, что именно по причине такой политики власти покупательская способность большей части населения в России и, следовательно, потребительский интерес, сведены к минимуму, не обеспечивающему даже выживание. Значительно сократилось число населенных пунктов, многие из которых были основаны в начале ХХ века. Традиционные формы жизнеобеспечения сельского населения были изжиты под влиянием идей «окультуривания» в «агрогородах» или поселениях городского типа.
Призраки «американского образа жизни» и «ученого с руками рабочего», бродя по малонаселенным окраинам России, обеспечили нравственную подоплеку социального переустройства. В итоге была уничтожена, образно говоря, «мастерская самодеятельного воспроизводства человека» (М. И. Леденев, 1992). В результате Россия, а в особенности Дальний Восток, столкнулись с проблемой уменьшения численности населения. Предлагаемые меры по пересмотру и коренному изменению существующей системы поддержки воспроизводства населения зачастую ограничиваются адресной государственной финансовой поддержкой жителей Дальнего Востока.
В то же время, не исключая важности предпринимаемых мер, системный подход требует более глубокой проработки вопроса. Причины демографической катастрофы зависят в большей степени от чрезмерной бюрократизации жизнеобеспечения, отсутствия реальных прав и свобод на фоне их всеохватывающей декларации, отсутствия реальной свободы расселения на всей территории России на неиспользованных землях (свободным поселенцам вменяется в вину «захват территории»; кто у кого захватил землю и распоряжается ею самым первобытным способом?), отсутствие свободы вести личное хозяйство без каких-либо ограничений и бюрократических барьеров. Этому имеется огромное число примеров из любой сферы гражданского бытия.
В одном из сценариев формирования открытой модели развития региона В. И. Ишаев указывал на необходимость либерализации передвижения людей. Необходимо добавить: не только либерализации передвижения, но и либерализации расселения. А самодеятельное расселение неизбежно актуализирует проблемы природопользования для нужд населения. Многие вопросы начала 90-х годов прошлого века не решены и по сей день, а некоторые решения далеки от интересов конкретного жителя отдаленной сельской местности.
В связи с вышеизложенным, представляется весьма проблемной тенденция к отчуждению горно-таежных районов в рамках природоохранных проектов.  
Обычно организация новых охраняемых природных территорий (ОПТ) происходит в связи с расширением объемов природопользования и угрозы разрушения биоценозов ранее невостребованных территорий. Фактически вопрос ставится об ограничении территории жизнедеятельности проживающего здесь населения путем изъятия ее части. Меняется статус территории, меняется в связи с этим и формула «государственных интересов». В большей мере такая необходимость, на наш взгляд, объясняется все той же парадигмой приоритета корпоративных интересов над интересами гражданского населения. Создадим на неосвоенных территориях парки и заповедники, а затем будем соображать, как обеспечить жизнеспособность населения на отчужденных территориях.
Известный ученый Б. А. Воронов считает, что организация ОПТ — это «крайняя мера защиты себя и природы». Борис Александрович призывает законодателей различать понятия «хазяйничать» и «вести хозяйство»: «… «хазяйничают», как правило, захватчики, грабители… Поэтому давайте разумно вести наше хозяйство, развивать экологически ориентированную экономику и постоянно думать о природе». В целом разумное предложение. Но приоритеты расставлены таким образом, что нужды населения как бы выпадают из поля зрения очередного проекта. Однако методика зонирования все же позволяет приспособить природоохранные проекты к некоторым нуждам населения.
В Хабаровском крае пять заказников федерального значения и четырнадцать — краевого. В комплексных заказниках запрещены лесохозяйствование, все виды охоты, сенокошение, сбор дикоросов, рыбалка и прочее. Как эти меры природоохраны сказываются на условиях жизнеобеспечения населения, проживающего в ареале этих ОПТ, можно судить по состоянию демографии.
В соответствии с решением правительства РФ в Хабаровском крае от пятнадцатого декабря 2007 года создан Анюйский национальный парк площадью четыреста тридцать гектар.
На его территории расположено двенадцать населенных пунктов с общим числом жителей более тринадцати тысяч человек. Путем отчуждения территории и ограничения условий жизнеобеспечения населения (деформирования сложившегося уклада, изменения форм жизнедеятельности) предлагается решение вопросов природоохраны, неистощимого природопользования с применением неразрушающих методик, в том числе экологический и этнографический туризм.
Одним из важных аргументов является все тот же традиционный подход, затрудняющий жизнь на окраинах. Разработана система мер, направленных на тотальное отчуждение населения от ресурсов недр, воды, леса. Несмотря на социальную значимость природоохраны как составляющей экологического просвещения, акценты в обосновании необходимости ОПТ расставлены неверно. С точки зрения стратегической перспективы происходит переориентация жизнедеятельности населения от производительных к инфраструктурным, сервисным формам со всеми вытекающими отрицательными последствиями. То, что оправдано для Швейцарии или Израиля, не является оправданием для огромной России. Ученых-биологов понять нетрудно, у них свое виденье проблемы. В то же время, именно «глубинка», окраины, должны стать аккумуляторами населения. Государственный интерес в росте народонаселения, по мнению автора, должен быть приоритетным во всех проектах, так или иначе касающихся социальной сферы.
Статья Б. А. Воронова в краевой газете «Тихоокеанская звезда» появилась 27 декабря 2001 года: «Нужны ли нам новые охраняемые природные территории?» Разумеется, такой разъяснительной статье предшествовали серьезные исследования района будущего национального парка в среднем течение Анюя, которые проводил лично Б. А. Воронов совместно с несколькими учеными Института водных и экологических проблем (ИВЭП), (А. Н. Махинов, В. М. Сапаев). Убеждать ученым приходилось не столько жителей городов, сколько жителей районов бассейна Анюя и Хора, жизнедеятельность которых непосредственно связана с добычей природных ресурсов района отчуждения. Но призывами и заклинаниями не решаются задачи рыночной экономики. Весьма неопределенна также общественная и государственная необходимость, трактуемая в терминах природоохраны. Необходима, как уже было сказано, система правового экономического и внеэкономического регулирования в интересах доступного жизнеобеспечения населения окраин.
В вопросах экологии природы приоритетными все же остаются вопросы экологии человека, экологии разума. Неосвоенные территории потому и остались неосвоенными, что свободное расселение и природопользование в тоталитарной стране было запрещено. Даже топографическая информация в СССР была строго засекречена от населения. Впервые вопросы экологии разума были рассмотрены в работах Е. А. Ерофеева и А. М. Мурашева (Экология разума. Экспедиции к истокам жизни. — Часть 1, 1999 год; и Часть 2, 2002 год).
Меры, способствующие приросту населения, прежде всего, связаны с решением бытовых вопросов жизнеобеспечения. Вряд ли население будет множиться в условиях нестабильности, неопределенности и наличии прямых правовых угроз в бытовой сфере, в государственной сфере, в сфере семейных отношений. В лучшем случае семья успеет родить одного ребенка до ее распада. В дальнейшем обе стороны могут существовать в таком «диссоциированном» виде весь активный жизненный интервал. Фактически регулятором народонаселения в настоящее время на окраинах является Росприроднадзор, поэтому таковы и результаты демографии.
Проживание в сложной природной обстановке окраин при полном отсутствии комфортных социально-бытовых условий требует значительных затрат личного труда и смекалки. Оседлый образ жизни при освоении окраин может быть достигнут исключительно при личной заинтересованности субъектов. Такая заинтересованность проявляется в условиях свободного в рамках удовлетворения личных потребностей природопользования и достаточного уровня правовой защиты, включающей самозащиту личной собственности и жизни. При этом уровень самозащиты от посягательств иных субъектов должен быть беспрецедентно высок (до уровня отмены делегирования государственным ведомствам своих прав по защите). Но вооружать население не в интересах власти. Наоборот, всячески пропагандируются мероприятия по изъятию «лишнего» оружия, как нечто важное и необходимое. «Глупому» народу не подобает самому защищаться: глупый народ должен быть религиозным, смирным и неприхотливым.
До сих пор проблема расселения решалась и решается исходя из интересов той или иной отрасли, в то время как задачи расселения и активизации населения окраин имеют общегосударственное (общенациональное) значение.
В регион будущего Анюйского национального парка автором было предпринято несколько экспедиций. В 1995 году из поселка Кенай через хребет Сихотэ-Алинь к истокам рек Хуту, Гобилли, Эртукули к Анюю. В 1997 году — из села Мухен к истокам реки Нельта. В 2002 году — из села Мухен в верхнее течение реки Хор, рек Левого и Правого Чуи, а также из поселка Сукпай к перевалу через Сихотэ-Алинь. К этой же тематике были приурочены многочисленные экскурсии и экспедиции в Ванинский (Тумнинский хребет, реки Акур, Тумнин, Хуту), Вяземский, Бикинский, имени Лазо районы в 1993–2008 годы.
Мною отмечено, что в междуречье рек Хор и Анюй с притоками довольно развита сеть грунтовых дорог (в том числе лесовозных усов, тракторных зимников и волоков). Функционирует даже грунтовая таежная дорога из села Арсеньево на Анюе к поселку Мухен. В последние годы дорожная сеть значительно расширилась в связи с интенсификацией лесозаготовок. Этот факт свидетельствует о том, что данная территория является жизненно необходимой средой для воспроизводства населения. В ряде случаев прилегающие территории имеют удобную топографию, позволяющую вести механизированную добычу леса. В регионе немало удобных мест для организации новых поселений. Остаются невостребованными территории упраздненных поселений для их вторичного заселения в Вяземском, имени Лазо и других районах.
Промышленный потенциал бассейна реки Хор достаточно велик. Из крупных компаний, осуществляющих выемку природных ресурсов и их переработку, отметим «Рос-ДВ», «Катэн», «Римбунан Хиджау». Налоговые поступления в бюджет в связи с деятельностью крупных компаний также значительны. В 2007 году в поселке Хор состоялась закладка завода по производству древесноволокнистых плит МДФ с проектной мощностью триста тысяч кубических метров в год. Следовательно, древесные отходы также будут включены в переработку. Социальное значение для населения такого расширения производства трудно переоценить.
В период ведения плановой экономики на территории действовали крупный леспромхоз и лесничество. Некоторые охотники еще помнят старую конную тропу на Анюй, а охотники из Гвасюгов сообщаются таежными тропами с родственниками из Акзу на Самарге. В географическом и потребительском отношении территория бассейна рек Хора, Анюя и Самарги была известна коренному населению с древнейших времен. Коренное удэгейское население концентрировалось в ныне заброшенных стойбищах при устье реки Содоми и в верховьях реки Пихца (в настоящее время национальными считают села Гвасюги и Акзу). В Гвасюгах и Красном Яре (Бикинский район) проживает четыре рода удэгейцев, четыре фамилии (в том числе Кялундзюга, Кимонко), три рода живут по Анюю. На реке Хор создана община «Джанго». В 1992 году краевая администрация отвела восемьсот тысяч гектар под промысловую зону национального природопользования в урочище Чукен. Промысел ведут двенадцать охотников из национального села Гвасюги. Налажена систематическая охрана территории силами общины.
На Дальнем Востоке изначально наука и практика шли рука об руку. Наука помогала развивающейся промышленности и направляла ее в социально востребованное русло. Во всяком случае, наука не мешала населению осваивать территории. Неизвестное в иные времена решение «основного вопроса» природоохраны (первичность интересов науки, то есть сознания и вторичность интересов практики, то есть материи) в настоящее время стало аксиомой.
В научном отношении истоки реки Чукен — уникальная территория многообразного природоохранного значения, поэтому в 1997 году здесь был создан заказник краевого значения «Чукенский». Однако срок действия учредительных документов заказника ограничен, а мероприятия пролонгации производятся уже в иных условиях, которые приходится учитывать ученым Института водных и экологических проблем, авторам проекта. Несомненно, территория Центрального Сихотэ-Алиня, богатая природными ресурсами, в том числе Анюйский и Хорский бассейны, будет освоена промышленностью.
Но совсем не просто найти баланс между задачами природопользования и природоохранными задачами. Например, Бирской заказник (Бикинский район) был организован в 1967 году. Главная цель ограничения природопользования в заказнике — охрана тигра и основных объектов его питания — кабана, изюбра, косули. В 1998 году при продлении срока действия заказника в его охранное положение было внесено дополнение, разрешающее производить рубки главного пользования.
Процедура лесопользования связана с безусловной передачей таежных территорий в аренду лесозаготовительным артелям. В таком виде вред хозяйственного вмешательства будет весьма ощутим. Следовательно, в артелях должны быть штатные специалисты, должны быть представлены планы (проекты) организационных мероприятий лесозаготовок, определены участники контрольных групп и тому подобное. Говоря словами одного литературного персонажа: «Это поаккуратней надо делать».
Следует заметить, что природоохранные ограничения, будь они определены в конкретном случае, обычно не отличают промышленные заготовки от мер жизнеобеспечения населения. В этом случае погоня за «браконьерами», гражданами с низким уровнем доходов, ведется на фоне истребления ресурсов крупными предприятиями, еще более ожесточая население. Разумеется, охрана тигра — задача мирового сообщества, но нам не известны предложения от «мирового сообщества» о компенсациях населению ущерба от мер природоохраны, ограничивающих жизнедеятельность и, следовательно, жизнеспособность населения. Нет статей о компенсациях населению и в иных природоохранных проектах.
Одна из причин, по-видимому, в следующем. Цена охраны экологии человека, его сферы жизнеобеспечения неизмеримо возрастает по мере обострения социально-экономических проблем. В настоящее время эта цена на несколько порядков превышает суммы, передаваемые через зарубежные Фонды на охрану тигра. Сопоставимо ли это с государственными задачами стимулирования роста народонаселения Дальнего Востока и активности населения России в целом? Если мы не хотим, чтобы сохраненной россиянами природой распоряжались иностранцы, нам надо всерьез задуматься над восстановлением положительной демографии, а следовательно, над доступностью ресурсосферы для отечественного пользователя — физического лица. По большому счету население России никогда не было хозяином своей жизни на территориях своих жизненных интересов. И пропасть между властью, с одной стороны, и населением, с другой стороны, возрастает. Эта тема заслуживает отдельного исследования, поскольку естественно возникают вопросы о народном представительстве власти в русле происходящих идеологических, социально-экономических и политических метаморфоз…
Итак, в Чукенском урочище всего двенадцать охотников. Для сравнения укажем, что в 1995 году только в таежных массивах близ села Кутузовка на реке Хор охотилось пять штатных охотников, что подтверждает наши наблюдения, согласно которым усиления антропогенной нагрузки на экосистемы значительно возросло в начале 90-х годов. Впоследствии, по мере стабилизации экономической обстановки, напряженность ослабла, а «реликтовый шум» продолжает влиять на сознание экзальтированных граждан.
В то же время из иных регионов Дальнего Востока поступают менее обнадеживающие известия. Из корреспонденции Людмилы Волковой «Дети каменного века. У юных коряков нет будущего» — Московский комсомолец за май 2001 года: «По прогнозам, к 2005 году численность населения округа уменьшится на 28 %». Причина не только в высокой детской и старческой смертности, но и в миграции населения.
Первобытный этнос вымирает при столкновении с бюрократией, которую несет в себе российская действительность. Именно бюрократия разрушает традиционные формы жизнеобеспечения. Согласно «Устава об управлении инородцами» от 1822 года, составленного М. Сперанским, запрещалось вмешиваться в традиционный уклад коренных народов Севера.
В настоящее время, по информации, например, из поселка Арка Охотского района, продолжается снижение поголовья оленей, неудовлетворительно решаются вопросы восстановления традиционной линии снабжения (торговли), не решен вопрос об адаптации системы финансовой отчетности к реальным возможностям туземцев. (Ольга Новак. Неужели только зов предков держит оленевода в тайге. — Тихоокеанская звезда от 5.04.2007 г.).
Краевой закон от двадцать девятого мая 1996 года «Об общине коренных малочисленных народов Севера» по некоторым пунктам противоречит федеральному закону 2000 года «Об общих принципах организации общин коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Однако вряд ли приведение нормативных актов жизнеобеспечения коренных народов Севера в соответствие с бюрократической государственной линией на внедрение рыночных отношений, поможет существенно изменить ситуацию в районах проживания этнических меньшинств. Население Дальнего Востока в целом в не меньшей степени страдает от бюрократического произвола.
Из вышеизложенного следует, что недопустимо грубое вмешательство в систему природа—человек, которая пока еще довольно устойчива на окраинах и в «глубинке».
В чем истоки демографического кризиса на Дальнем Востоке? Если по каким-либо причинам невозможно пользование природными ресурсами, население ищет альтернативы. Миграция в города — один из вариантов, но этот выбор обостряет социальные проблемы городов. Следовательно, должны быть устранены препятствия на этом пути. «Давление» окраин при недостаточности иммиграционной емкости городов — не единственная причина демографической деградации, но весьма существенная. С точки зрения дееспособной личности такой выбор связан с преодолением психотравмирующих социально-экономических факторов. Потенциальный ресурс окраин, не отвечающий современным представлениям о культуре быта, по этим причинам становится недоступным или психологически проблемным в реализации.
Информационная и миграционная мобильность населения снижается. Меняется отношение населения к государственной собственности, которая опосредствуется как враждебная и недоступная (следствие многовекового тоталитарного ига, осуществляемого властью, — крепостнического рабства, советско-колхозного рабства и бюрократического рабства современного периода). Например, в 2001 году в одном лесничестве выгорело семьдесят тысяч гектаров (из ста десяти) лесных и не лесных площадей. В следующем году в этом же лесничестве было еще восемь лесных пожаров. Вина в возникновении пожаров приписывается населению. А ведь в горно-таежных районах часты грозы и нередки воспламенения леса от молний во время грозы. Приписывание всего объема вины населению свидетельствует о развившемся в народе глубоком осознании пассивности своей роли, неприятии этой роли и солидарности в окончательном народном приговоре существующему положению вещей.
Однако в сложившейся системе пространства сокращающихся возможностей населения действуют и адаптационные механизмы, но они охватывают крайне незначительное число граждан, в основном неконкурентоспособных.
В настоящее время представители некоторых общественных организаций, существующих на деньги иностранных государств — членов НАТО (в основном Агентства Международного Развития США) усиливают давление на власть как бы в природоохранных интересах, при этом интересы населения и государства подменяются демагогией о разбазаривании, расхищении, истреблении, порче и причинение иного невосполнимого ущерба природе. Разумеется, в этой деятельности приоритетным является коммерческий интерес «третьего сектора» экономики, интерес конкретных его функционеров, поэтому вызывает озабоченность лоббирование односторонних надуманных решений. Иначе видятся и истинные мотивы американской «помощи».
Интерес США к проблемам экологического воспитания и природоохранной пропаганды в России среди маргинальных категорий населения, по-видимому, имеет идеологическую природу. Истинная цель — создать «пятую колонну» экзальтированных противников расширения сферы природопользования для сдерживания экономических процессов в этой области. Это еще раз подтверждает, что глобализация экономики — есть процесс экспансии, участники которого стремятся получить односторонние выгоды, ослабить экономический и военный потенциал «партнеров». «Глобализация» экономики России легко может перейти от мира к войне, ибо Россия для экспансионистских и протекционистских западных дельцов остается стратегическим противником, а не союзником.
В русле иностранного заказа под воздействием маргинальных лидеров НКО формируется экзальтирующая экологическая этика, уводящая от конкретной реальности в глубь философских и религиозных спекуляций. Например, средства массовой информации охотно публикуют довольно сомнительные мнения охотников: «…зверь уходит подальше от лесосек и лесовозных дорог к отрогам Сихотэ-Алиня… Исконные леса удэгейцев сейчас вырубаются, все живое убегает в зоны, еще не тронутые человеком. Уменьшается кормовая база животных — их численность тоже» и тому подобное. Рисуется прямо-таки безотрадная картина, подвигающая экзальтированных общественников на борьбу с врагами. И «враги» находятся — это бродящие по тайге «толпы самостийных сборщиков кореньев и трав», то есть население сельской местности.
По материалам проведенных нами экспедиций, картина природопользования населением выглядит иначе. Действительно, в начале 90-х годов давление населения на прилегающую территорию было заметным. И причины этому известны: большая часть населения окраин иначе не могла выжить. Магистральные таежные тропы превратились в дороги, в окрестностях районных центров и иных поселений практически исчез заяц, дикие козы, изюбр, сократилось поголовье кабана. По прошествии десяти — пятнадцати лет мы наблюдаем иную картину: значительно увеличилось присутствие различных диких животных вблизи населенных пунктов; дикие животные охотно пользуются путями, проложенными лесозаготовителями; систематической добычей дикоросов занимаются единицы, в основном, пенсионеры, люди с проблемами здоровья, не способные к постоянному труду. Также ничтожное число граждан занимаются охотой и сбором дикоросов для личного потребления, что совершенно не соизмеримо с промышленными заготовками. Поэтому установление каких-либо ограничений для населения в удовлетворении своих потребностей нам представляется излишним. Эта проблема должна быть отнесена к культурной и духовной сфере и решаться гуманитарными методами.
Совершенно противоположным образом выглядит картина лесопользования крупными и мелкими лесозаготовителями, чем она рисуется заинтересованными природоохранными службами. Некоторые таежные пространства отслеживаются мною уже более сорока лет. Поэтому для меня весьма убедительна сила спонтанного восстановления нарушенных природных ландшафтов и понятны причины кликушества вокруг природоохранной и природоресурсной тематик.
Промышленные масштабы, разумеется, требуют законодательного регулирования в интересах развития отечественной экономики. Деятельность ресурсодобывающих отраслей составляют одну из статей государственного дохода. А это условие социальной и политической стабильности, условия для поддержания и усиления жизнеспособности населения. И меры коллективной экономической и социальной ответственности в виде налогов и сборов вполне оправданы. Например, такая мера, как введение лесных пошлин на вывоз круглого леса за границу. С первого июля 2007 года пошлины на вывоз необработанного леса поднялись до двадцати процентов, а с первого апреля 2008 года — еще на двадцать пять процентов. В 2009 году эта пошлина составила уже четыре пятых от цены поставки.
Введение заградительных мер диктуется социально-экономической необходимостью. Уровень переработки древесины на Дальнем Востоке не превышает пятнадцати процентов. В ряде субъектов федерации вообще нет мощностей по глубокой переработке древесины (Камчатка, Сахалин, Якутия, Магаданская и Еврейская автономная области). Разумеется, введение заградительных мер повлечет снижение объемов лесозаготовок за счет устранения мелких лесозаготовительных предприятий из внешнеэкономического пространства. Время экономической релаксации в этом секторе прогнозируется от года до полутора лет. Крупные хабаровские компании (Аркаим, Дальлеспром, Римбунам Хиджау Групп, Флора, Рос-ДВ) могут вкладывать достаточные средства в оптимизацию процессов управления и лесозаготовки на основе современной техники и технологий. (По материалам статьи Виктора Ильина «Лесные пошлины не отменят», ТОЗ от 23.04.2008).
Применение заградительных мер вовсе не означает неизбежного разорения мелких лесозаготовителей. Эти меры принуждают к перестройке системы сбыта и расширению ассортимента продукции лесозаготовок.
Социально-экономический облик территории, формирующийся по данным СМИ, а также на основании непосредственного мониторинга, весьма противоречив и во многом неоднозначен. Но какими бы сложными ни были текущие задачи, непреложной основой всей деятельности, основой стратегии государственной безопасности в современной России должны стать интересы населения ее окраин. Иными словами, природоохрана и достижение экологического равновесия в рамках этой государственной стратегической задачи должно достигаться не в ущерб жизнеобеспечению населения окраин.

 

 


 

 

Рой МЕДВЕДЕВ

ЗА ПРЕДЕЛАМИ МАТЕРИКОВОГО КИТАЯ


Две части китайской нации

 

 

На основной части материкового Китая идет развитие и укрепление мощного социалистического китайского государства — КНР. Формируется активная и единая по своему мировоззрению китайская нация. Однако вокруг этого ядра в последние десятилетия начинает формироваться «второй Китай» или вторая часть китайской нации, и этот необычный, а в некоторых отношениях даже захватывающий для историка процесс становится все более отчетливым, все более значимым для Китая и для всей Азии, и все более гармоничным. Эта мирная интеграция должна закончиться в течение нескольких десятилетий созданием «Большого Китая», который и станет лидером, но не гегемоном в XXI веке.
За пределами материкового Китая проживает, по оценкам китайских экспертов, немногим более шестидесяти миллионов китайцев. Основная часть их составляет население Тайваня, Гонконга (Сяньганя), Макао (Аомынь) и Сингапур. Большие китайские общины издавна существуют в Индонезии, в Малайзии, на Филиппинах, а небольшие — почти во всех странах Юго-Восточной Азии и даже в Японии. Достаточно крупные китайские общины возникли в ХIХ и ХX веках в Северной и Южной Америке.
Тайвань, Гонконг и Макао — это исторические территории Китая. Китайские общины в других странах мира — это зарубежные китайцы или хуацяо. Возникновение таких общин — результат эмиграции или даже насильственного перемещения китайских рабочих в соседние страны.
Выходцы из Японии живут и работают во многих странах мира, однако организованных японских диаспор нигде в мире нет. У китайцев иные традиции. Эмиграция никогда не считалась в Китае изменой Родине или полным разрывом с китайской нацией и родственниками, оставшимися в родных деревнях и уездах. Эмигранты из Европы, России, Армении или из стран мусульманского мира увозили в Северную и Южную Америки свою веру и свою церковь. Китайские эмигранты увозили на чужбину свою привязанность к дому, ибо в Китае именно культ предков и родного дома в какой-то степени заменяет религию. Поэтому большая часть китайцев, которые были вынуждены покинуть родину, сохраняли и продолжают сохранять как родственные связи, так и чувство сыновнего долга перед Китаем — вне зависимости от личных политических и идеологических симпатий, а также независимо от своего отношения к системе власти в стране. Конечно, есть и исключения, но они не отменяют общей многовековой традиции. В своем подавляющем большинстве хуацяо — это люди с двойной идентификацией. Они лояльные граждане тех стран, в которых живут, и их труд приносит этим странам немалую пользу. В Малайзии, например, большая часть политической элиты страны — это мусульмане-малайцы, а основная часть экономической элиты — это китайцы. Велика роль китайской диаспоры и в развитии индонезийской экономики. Однако большая часть хуацяо владеет как местным, так и китайским языком и продолжает считать себя частью великой китайской нации. Иногда это создает конфликтные ситуации. Так в 1965 году не только антикоммунистические, но и антикитайские погромы прокатились по Индонезии, главным образом на Яве и Суматре, где китайские земледельцы появились еще в XIV–XVII веках при Минской династии. Сегодня подобного рода кровавый конфликт, к счастью, уже был бы невозможен.
Возвращение части хуацяо в Китай началось еще в 1950 году, то есть сразу же после провозглашения КНР. Однако этот процесс никогда не принимал массового характера. Враждебные отношения, которые установились между США и КНР с начала 1950-х годов, Корейская война 1950–1953 годов, торговый и дипломатический бойкот КНР западными странами — все это поставило в трудное положение многих китайцев, которые давно уже жили на Западе и добились там немалых успехов в своей деловой или научной карьере.
Еще в начале 1950-х годов премьер КНР Чжоу Эньлай призвал ученых и инженеров китайского происхождения, работающих в западных странах, вернуться в Китай и помочь созданию нового и сильного китайского государства. На этот призыв откликнулись многие, и несколько десятков весьма известных ученых и специалистов бросили престижную работу в научных центрах во Франции, Англии и США и вернулись в Китай. Почти во всех случаях это происходило по нелегальным каналам и с риском для жизни. Наиболее известная из таких историй связана с Цянь Сюесэнем, недавно умершим китайским ученым, конструктором и инженером, которого не без оснований называют в КНР «отцом китайской космонавтики». Он уехал в США в 1935 году и в 1949 году он уже был профессором Массачусетского технологического института, известным во всем мире специалистом в области реактивных двигателей и консультантом Института вооружений ВМС США. Вскоре после образования КНР он подал прошение о возвращении в Китай. На допросе американский прокурор спросил полковника ВВС США: «Правительству чьей страны ты предан?» Цянь Сюесэнь ответил: «Я китаец. Конечно, я предан китайскому народу. И поэтому я предан тому правительству, которое принесет выгоду китайскому народу». Американские власти пытались воспрепятствовать планам Цянь Сюесэня, но он сумел вырваться из-под опеки спецслужб и осенью 1955 года вместе с семьей прибыл на пароходе в Гонконг. Еще через два с лишним месяца в его честь был устроен большой банкет, на котором Цянь Сюесэнь сидел рядом с Мао Цзе-дуном.
Еще более активно китайцы из диаспор, хуацяо, а также бизнесмены из Гонконга, Тайваня, Макао и Сингапура откликнулись на призыв Дэн Сяопина о сотрудничестве в экономическом подъеме Китая. Именно капитал хуацяо занял главное место в иностранных инвестициях в 1980-е годы и в начале 1990-х годов. По данным китайской статистики, китайские предприниматели, живущие за пределами материкового Китая, были главными инвесторами в СЭЗ на восточном побережье КНР. На них приходилось в 1993 году более двух третей стоимости иностранных капиталовложений и около восьмидесяти процентов создаваемых в стране  совместных предприятий (СП). Через сотрудничество с материковый Китаем китайские общины, живущие в Малайзии, Индонезии, в Таиланде, на Филиппинах, а также в Гонконге, Тайване и Сингапуре, смогли установить связь друг с другом. Таким образом, начал формироваться и до сих пор продолжает формироваться своеобразный «второй Китай» — некое трансграничное экономическое и политическое образование, законы и формы существования которого еще недостаточно изучены. Ниже я попытаюсь дать краткий обзор лишь некоторых проблем этого «второго Китая».

Гонконг (Сянган)

Еще в середине XIX века остров Сянган и прилегающие к нему территории в провинции Гуандун общей площадью в 1067 квадратных километров были захвачены Британией и стали частью Британской империи. Это завоевание времен «опиумных войн» было оформлено в 1898 году как «аренда» сроком на девяносто девять лет. Этот срок закончился 30 июня 1997 года.
Китай никогда не отказывался от своих прав на территорию Сянгана, который к середине 1970-х годов превратился в процветающий город-государство на юге Китая под управлением британской администрации с населением в четыре с половиной миллиона человек. Гонконг быстро расширялся как торговый порт, и через него в 1980–1990 годы проходила значительная часть китайской внешней торговли. Оборот китайско-гонконгской торговли вырос за эти десять лет с пяти с половиной до 41,5 миллиарда долларов.
Однако Гонконг развивался и как крупнейший промышленный центр. Помимо портовых сооружений, которые обрабатывали ежегодно десятки миллионов тонн грузов, в Гонконге были созданы сотни предприятий самых различных отраслей. К концу ХХ века здесь работали также сотни банков и бирж. На многие годы именно Гонконг стал самым крупным финансовым центром в Восточной и Юго-Восточной Азии.
Британия, конечно, извлекала немалые выгоды от своего владения Гонконгом. Однако у нее не было никаких возможностей сохранить под своим управлением эту территорию, и она предпочла уступить. Еще первого сентября 1984 года Китай и Великобритания подписали в Пекине совместную декларацию о Сянгане, в которой было заявлено, что первого июля 1997 года Китай восстановит суверенитет над Сянганом, который Англия возвратит Китаю.
Китайское правительство обещало установить для Сянгана статус особого и автономного административного района с независимой судебной властью. Именно в это время Дэн Сяопин сформулировал принцип: одно государство — два строя, который должен был обеспечить мирное и максимально спокойное и эффективное объединение Китая. Китайское правительство гарантировало Сянганю на пятьдесят лет сохранение всех прежних форм капиталистической собственности и социально-экономического устройства. Дэн Сяопин не дожил всего несколько месяцев до возвращения Гонконга, где с первого июля 1997 года восстановлена юрисдикция Китая. Британский флаг был спущен и поднят государственный Флаг КНР. Правительство Гонконга сформировали из китайцев — коренных жителей города-острова во главе с крупным магнатом-судовладельцем Дун Изяньхуа.
Гонконг остался участником всех прежних международных соглашений и договоров и был представлен в разного рода международных организациях даже шире, чем КНР. В Гонконге сохранились консульства более чем пятидесяти стран. Имелось около ста международных соглашений и договоров, под которыми стояла подпись Гонконга, но к которым КНР пока не присоединилась.
Еще с середины 1980-х годов Гонконг-Сянган стал одним из локомотивов развития всего Китая. После возвращения Гонконга в состав Китая эта его роль только возросла. Возросла и роль Гонконга в мировой экономике. Китайское руководство выполнило все свои обязательства по сохранению в Гонконге свободы предпринимательства. В ежегодном рейтинге экономической свободы, который составляется американским аналитическим Фондом наследия, Гонконг занимал по итогам 2007 года первое место в мире и сохранял эту позицию несколько лет подряд. В первую десятку, этого списка входили также Сингапур и несколько европейских стран.
У западных правозащитников была, кажется, лишь одна претензия — после ухода из Гонконга британской администрации во всех его школах введено обязательное обучение на китайском языке вместо традиционного ранее английского. Было также отменено прежнее иммиграционное законодательство Гонконга и некоторые другие законы, которые отражали прежний колониальный статус этой территории. Нет смысла полемизировать по этому поводу, представляя Англию или США защитниками прав населения Гонконга. По мнению многих объективных наблюдателей, коренные жители Сянгана пользуются сегодня гораздо большими правами, чем они имели на протяжении более ста пятидесяти лет колониального правления. По уровню ВВП на душу населения и по паритету покупательной способности в 2008 году Гонконг занимал двенадцатое место в мире с сорока четырьмя тысячами долларов.


Макао (Аомэнь)

Полуостров Аомэнь и два прилегающих к нему небольших острова составляют сегодня Особый административный район Аомэнь. По площади этот район составляет всего около тридцати квадратных километров с населением в пятьсот двадцать тысяч человек. Это бывшая португальская колония Макао. Португальцы были первыми европейцами, которые пришли в Китай  еще в 1557 году и рассчитывали остаться здесь навсегда. По Договору «О дружбе», который в 1887 году Португалия заключила с цинским правительством Китая, португальцы получили право владеть и управлять Аомэнем (Макао) «на вечные времена». Ровно через сто лет, в 1987 году, Португалия и Китай заключили новый договор, по которому Китай восстанавливал свой суверенитет над Аомэнем 20 декабря 1999 года.
Игровой бизнес давно уже стал основой экономики Аомэня. Он был основан на теневых капиталах и контролировался группой местных магнатов во главе со Стенли Хо. Новые власти не стали на путь каких-либо запретов, а напротив, открыли Аомэнь для самых крупных игровых компаний США и Великобритании. Здесь был принят в 2001 году «Закон об игорном бизнесе». Более того, центральное правительство КНР разрешило жителям городов внутреннего Китая совершать свободные поездки в Аомэнь в формате индивидуального туризма.
Аомэнь называют часто «Восточным Лас-Вегасом». Однако Лас-Вегас расположен на западе США в центре большой пустыни в штате Невада. В сознании американцев это центр развлечений и порока, который контролирует мафия. В восточном полушарии не избавились от пороков, и игорный бизнес в Аомэне процветает. По доходам «Восточный Лас-Вегас» еще в 2007 году обогнал игорную столицу США, и эти доходы, как можно судить по косвенным данным, превышают десять миллиардов долларов в год.
Работу казино в Китае контролируют специальные подразделения Народно-освободительной Армии. В Аомэне работает сегодня самый крупный в мире отель-казино. Всего здесь больше двадцати только крупных игорных заведений. В материковом Китае азартные игры запрещены, но любой желающий может свободно приехать в Макао и играть здесь на деньги. Киевский журналист Александр Рутковский с интересом наблюдал летом 2009 года за работой самого крупного в мире казино в Макао. «Съемка внутри строго запрещена, — писал он в еженедельнике «2000», — но там можно свободно наблюдать, как из алчных масс в промышленных масштабах откачивают «лишние» деньги. И постоянно увозят «куда надо» в стальных боксах на колесиках. По договору с КНР все налоги на игровой бизнес остаются внутри спецрайона и адресно идут на социальные нужды местного населения». Неудивительно, что уровень жизни в Аомэне так же высок, как и в Сянгане.
Но не одними казино живет Аомэнь. Здесь множество красивейших парков, пляжей, торговых центров, небольших предприятий текстильной отрасли и сферы услуг. В Аомэне развивается индустрия выставок, туризм, ресторанный бизнес. Расширяется Аомэньский университет. В 2009 году принято решение о постройке на острове Хэнцинь рядом с Аомэнем большого студенческого городка, который также войдет в зону особого управления администрации ОАР. Таким образом, Аомэнь станет одним из центров образования и науки в Китае.


Тайвань

Проблема Тайваня — это одна из самых главных внешнеполитических и одновременно внутриполитических проблем как Китая, так и самого Тайваня. Тайвань — это большой остров, отделенный от материкового Китая Тайваньским проливом. Площадь Тайваня составляет тридцать шесть тысяч квадратных километров, а население на конец 1980-х годов — немногим более двадцати миллионов человек. Япония еще в 1894 году захватила Тайвань и превратила его в свою колонию. Для Японии Тайвань был важен как плацдарм. Основу экономики острова составляло сельское хозяйство, а главный экспортный товар — сахар, производимый из сахарного тростника. После поражения Японии во Второй мировой войне колониальный режим на Тайване был свергнут, и остров стал одной из провинций гоминдановского Китая. Сюда и бежали в конце 1949 года  под защиту США и американского Седьмого флота остатки войск и администрации Чан Кайши, а также партии Гоминдан. Они сформировали на Тайване правительство «национального Китая», которое провозглашало себя правительством всего Китая, но фактически управляло только территорией Тайваня и нескольких прилегавших к нему островов.
Экономическое развитие Тайваня в 1950–2000 годы происходило весьма успешно, и он превратился в одного из «азиатских тигров». Это развитие происходило главным образом за счет обильных инвестиций из Японии, из США и из стран Западной Европы. Однако претензии Тайваня на общекитайское представительство отвергнуты еще в 1971 году. Представитель Тайваня перестал занимать место Китая в ООН. С юридической точки зрения Тайвань превратился в одно из самопровозглашенных и непризнанных сепаратистских государств, существование которого обеспечивается благодаря подписанному с США договору о взаимной безопасности. Соединенные Штаты хотели бы и в будущем сохранить Тайвань в качестве своего протектората и военного союзника. В любом случае США не желают возвращения Тайваня Китаю, который рассматривается как стратегический противник. И хотя формально США давно уже отказались от дипломатического признания Тайваня и от почти всех военных договоров с ним, фактическая ситуация практически не изменилась. Американские военные корабли продолжают патрулировать берега Тайваня, а Соединенные Штаты продолжают поставлять на Тайвань крупные партии современного вооружения.
Во времена Мао Цзе-дуна и на протяжении многих лет Китай оказывал на Тайвань сильное политическое и военное давление и не поддерживал с тайваньским государством почти никаких экономических и культурных связей. Эта политика изменилась в 1980-е годы, когда провозгласили принцип «одно государство — две системы», который распространялся и на Тайвань. Экономика прибрежных провинций Китая и в том числе экономика Шанхая стали открыты и для тайваньских предпринимателей. События развивались не слишком быстро, и в 1997 году экспорт товаров из Китая в Тайвань составил немногим более трех миллиардов долларов. Гораздо быстрее увеличивался экспорт тайваньских товаров в КНР: в том же 1997 году он приблизился к цифре в двадцать миллиардов долларов. Существенно возросли и тайваньские капиталовложения в прибрежных провинциях Китая. Именно китайский рынок обеспечил в 1980–1999 годы быстрый рост экономики Тайваня, главными отраслями которой являлись электронная промышленность, судостроение, производство цемента, легкая и пищевая промышленность, химическая и нефтехимическая отрасли. В 2000 году экономика Тайваня вошла в десятку самых больших экономик мира, занимая в этом списке девятое место. Еще в 1988 году тайваньские власти разрешили своим гражданам посещать Китай, и это способствовало новому притоку тайваньских капиталов в КНР. Сотни тысяч тайваньцев стали приобретать квартиры в Шанхае и в других приморских городах Китая. Быстро росло число туристов, отправлявшихся из Тайваня в Китай, число почтовых отправлений, денежных переводов. То же самое, хотя и в меньших масштабах, происходило на китайско-тайваньском направлении.
Укрепление разнообразных связей между КНР и Тайванем вызывало беспокойство в США, Японии, в Южной Корее. А это в свою очередь усиливало политическую борьбу в самом Тайване. В марте 2000 года на президентских выборах в Тайване победу одержал бывший диссидент и лидер Демократической прогрессивной партии (ДПП) Чэнь Шуйбянь. Идеология этой партии основана на тайваньском национализме. Тайвань не должен считать себя частью большого Китая и не должен стремиться к объединению с гигантской страной. Тайваньцы должны развивать и культивировать собственную национальную и культурную идентичность и держаться подальше от такой страны, как КНР с ее «рыночным социализмом».
Демократическая прогрессивная партия находилась у власти восемь лет. Это было не лучшее время для Тайваня. Значительно выросли военные расходы, которые составляли в начале ХХI века около тридцати процентов бюджета. Тайваньские власти пытались укрепить на острове не только английский, но и японский язык. Большая часть новой элиты проходила обучение в американских университетах, и многие тайваньские чиновники и парламентарии полушутливо называли Тайвань пятьдесят первым американским штатом. С другой стороны, расширение и углубление экономических связей с Китаем всячески тормозилось, хотя полностью остановить этот процесс уже невозможно.
Партия Гоминдан оказалась в 2000–2008 годы в оппозиции. Она выступала против социалистического выбора, но не против объединения с Китаем. В апреле–мае 2005 года лидер этой партии Яянь Чжань совершил продолжительный визит в КНР. В Пекине он встретился с Ху Цзиньтао, и не только в Китае, но и в мировой печати об этой встрече писали как об «историческом рукопожатии».
Усиление изоляции Тайваня привело к небольшому, но достаточно заметному падению темпов экономического развития острова. Начал падать и уровень жизни большинства тайваньцев. В период с 2002 по 2006 год ВВП в расчете на душу населения уменьшился с пятнадцати до двенадцати тысяч. долларов.
На президентских выборах в 2006 году победу одержал кандидат от Гоминдана Ма Инцзю. Кандидат от ДПП Фрэнк Се или Се Чантин потерпел поражение. Новая администрация быстро восстановила свои позиции в структурах власти. Экс-президент от ДПП Чэнь Шуйбань был обвинен в коррупции, отдан под суд и приговорён к пожизненному заключению.
Вопрос о развитии как экономических, так и всех иных связей с материковым Китаем был главным пунктом избирательной борьбы. Неудивительно, что после возвращения к власти Гоминдана отношения острова и материка стали быстро восстанавливаться и улучшаться. На Тайване объявлено о сокращении армии, а между двумя берегами пролива восстановлено не только прямое почтовое, но и транспортное сообщение. Уже в марте 2009 года премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил, что он был бы счастлив посетить остров Тайвань в любое время.
Мировой экономический кризис очень больно ударил по экономикам Японии и Южной Кореи, но этот же кризис ускорил интеграцию экономик Тайваня и КНР. Один из ведущих экспертов по проблемам экономики стран Азии экономист Син Йокота заявлял весной 2009 года о том, что Тайвань фактически уже потерял свою экономическую независимость. «Тайваньская экономика, — замечал этот экономист, — уже стала неотъемлемой частью бизнес-циклов внутри Китая. Поэтому помочь острову КНР может просто ускорив рост собственной экономики».
Тайвань — богатая страна, здесь получили развитие очень многие наукоемкие отрасли промышленности. Интеграция с КНР выгодна обеим странам. В последние несколько лет предприниматели из Тайваня вкладывали в экономику Китая в среднем от восьми до десяти миллиардов долларов в год. Тайваньский экономист Лю Данянь высказывал предположение, что общий объем этих инвестиций уже в начале 2010 года превысил сто миллиардов долларов. Тайваньские капиталы вкладывались в химическую продукцию, в производство пластмасс, а также резиновых и металлических изделий, в машиностроение.
С приходом к власти на Тайване Гоминдана были сняты многие ограничения на китайские капиталовложения на острове, так что теперь капиталы идут в обоих направлениях. Между Китаем и Тайванем было заключено «Рамочное соглашение об экономической кооперации» — ECFA. При опросе тысячи глав крупнейших компаний Тайваня девяносто процентов предпринимателей поддержали это рамочное соглашение, хотя немалое число тайваньских бизнесменов и высказывали на этот счет разные опасение и оговорки.
Очевидно, однако, что Тайвань близок к объединению с КНР на основе принципа «одно государство — два строя», хотя это сближение может потребовать еще не один год. Меняется и самоидентификация тайваньцев. При опросе, который был проведен в конце 2009 года, сорок четыре процента ответили, что считают себя тайваньцами, сорок два – назвали себя тайваньскими китайцами и девять процентов – просто китайцами. С первого января 2009 года на Тайване введена действующая на материке система записи китайских слов латинскими буквами. Еще более важным было решение, оглашенное президентом Ма Иньцзю летом 2009 года, о параллельном использовании на Тайване как полных и нереформированных иероглифов (дореволюционных), так и сокращенных материковых. Таким образом, между Китаем и Тайванем образуется единое лингвистическое пространство. Притяжение Китая становится все более мощным, и у жителей Тайваня имеется все меньше и меньше оснований и поводов противостоять этому притяжению.


Сингапур

Особые отношения связывают КНР и такое небольшое, но процветающее, развитое и богатое государство Южной Азии как Сингапур. Сингапур — это город-государство или остров-государство с населением в четыре с половиной миллиона человек. Здесь также живут и работают около одного миллиона «гастарбайтеров» из разных стран Азии. При основании Сингапура он имел территорию в шестьсот сорок квадратных киллометров. Однако остров «растет» за счет насыпных территорий, и на сегодня его площадь приближается к семистам квадратным километрам.
Всего около одной семидесятой части этой площади используется для выращивания сельскохозяйственных культур. Остальная территория — это городские кварталы и сады. Это город-сад или город в саду. Другого такого государства в мире нет.
История образования и развития города-государства, островной республики Сингапур, заслуживает специального изложения, которое в данном случае не входит в задачу автора. В данном контексте следует сказать, что Сингапур относят к числу «азиатских тигров». При сравнении нынешнего Сингапура и того британского владения, каким Сингапур был шестьдесят лет тому назад, разница столь велика, что других прецедентов такого развития в мире в ХХ веке просто нет. По многим показателям уровня жизни и уровня развития, а также по роли и месте наукоемких производств в экономике страны Сингапур занимает первое место в мире и существенно опережает Японию, которая считалась до сих пор наиболее развитой страной в Азии.
Сингапуру трудно добиться большего, так как он не располагает ни большой территорией, ни большим населением. Поэтому интеграция с Китаем — это сегодня наиболее важное направление, по которому идет развитие Сингапура. Свыше семидесяти пяти процентов населения островного государства — этнические китайцы, и это обстоятельство оказалось едва ли не главным конкурентным преимуществом Сингапура.
Как независимое и суверенное государство Сингапур был провозглашён в 1965 году. У истоков этого государства стоял Ли Куан Ю, лидер созданной в 1954 году Партии Народного действия, которая опиралась на несколько левых организаций и на профсоюзы. Именно эта партия стала тогда и остается до сих пор правящей партией Сингапура. Еще в 1959 году Ли Куан Ю стал премьером «самоуправляющегося государства» Сингапур. С 1965 года и на протяжении почти тридцати лет он занимал пост президента Сингапура. И сегодня в свои восемьдесят семь лет Ли Куан Ю является «министром-наставником» в правительстве Сингапура. А во главе государства стоит его сын и созданная им Партия народного действия.
Несомненно Ли Куан Ю является одним из самых выдающихся и самых успешных реформаторов ХХ века. Его популярность и известность в мире не столь велика, как Дэн Сяопина или Нельсона Манделы просто потому, что Сингапур — это небольшое государство, и оно не слишком сильно влияет на судьбы мира. Однако, если говорить о моделях реформ и о примерах успешной государственной деятельности, то деятельность Ли Куан Ю и созданной им группы государственных руководителей может служить примером государственной мудрости, политического и экономического успеха. Дэн Сяопин не раз ссылался на опыт Сингапура. Очень многие успешные начинания Нурсултана Назарбаева связаны с советами и рекомендациями Ли Куан Ю, с которым лидер нового Казахстана давно уже связан личной дружбой и сотрудничеством.
Интенсивная экономическая интеграция между Сингапуром и КНР происходила уже в конце 1980-х годов — к большой выгоде для обоих государств — и при сохранении полного государственного суверенитета Сингапура. Сингапур сохраняет все прежние мировые связи, он входит в ООН и в десятки других международных организаций, и во многих отношениях играет роль посредника между западными странами, мусульманским миром и Китаем.
Еще к началу 1990-х годов Сингапур превратился в один из крупнейших финансовых центров мира. Он использовал в данном случае и выгоды своего географического положения. Когда самые крупные банки Швейцарии, Германии и Англии закрываются, финансовые потоки направляются в банки Нью-Йорка. А когда закрываются финансовые площадки Нью-Йорка, начинают активно работать банки Сан-Франциско. Но с того момента, когда закрываются банки Сан-Франциско и до девяти часов следующего утра, то есть когда начинают открываться швейцарские банки, в финансовом мире наступало затишье. Именно этот промежуток времени сумели заполнить еще в 1970-е годы не только Гонконг, но и Сингапур. Позднее начали включаться в этот круговорот финансового капитала и банки Шанхая, а также Дубая. Однако, по мнению многих экспертов, сингапурские банки и сегодня работают на более высоком профессиональном уровне, чем другие азиатские банки.
Морской порт Сингапура по многим направлениям портового бизнеса является самым крупным не только в Азии, но и во всем мире. Страна является лидером в судостроении, а также в ремонте морских судов. Сингапур сумел освоить быстрее других приморских стран производство передвижных буровых установок для разработки нефтяных месторождений на морских шельфах. Большая морская территория вокруг Сингапура в последние двадцать пять—тридцать лет превращена в гигантскую строительную площадку, которая по площади превосходит сам остров Сингапур.
Республика Сингапур сумела найти место для одного из самых больших в мире аэропортов. Это главным образом транзитный аэропорт — крупные лайнеры садятся здесь для дозаправки и отдыха: сотни тысяч людей ежедневно пересаживаются здесь с одного дальнего маршрута на другой.
Сотрудничество Сингапура и Китая постоянно расширяется, и оно осуществляется по очень многим направлениям. Надо отметить, что Сингапур очень помог Китаю в разработке и внедрении многих наукоемких отраслей промышленности и многих новейших технологий, в том числе и в развитии современной военной промышленности. По состоянию на 2010 год Сингапур как финансовый центр уступает Гонконгу и Шанхаю, но как торговый центр он остается самым крупным в Азии: на территории этого города-государства имеют свои офисы более четырех тысяч отделений самых различных международных корпораций из всех стран мира.
Китайский рынок открыт для сингапурских компаний, и ВВП на душу населения в этом городе-государстве еще в 2001 году превысило тридцать тысяч долларов, — уже тогда это был второй показатель благосостояния в Азии после Японии. Мировой финансовый кризис существенно отразился на экономике Сингапура, но его последствия здесь уже практически преодолены. В рейтингах стран с наилучшими условиями для развития предпринимательства или стран, которые лучше других используют для развития экономики информационные технологии, Сингапур неизменно занимал в последние пять лет или второе или даже первое место. В Сингапур перебралось для постоянной работы много выдающихся ученых из Европы, США, Японии, в том числе врачи и биологи. Сюда едут для учебы и работы тысячи молодых людей из Китая. Страна осуществляет долгосрочную и широкомасштабную работу по подготовке новых поколений научной элиты, и результатами этой программы может широко пользоваться Китай.
Китай не проводит в отношении Сингапура политики, направленной на объединение государственных систем. Сингапур — это не Тайвань и не Гонконг. Однако происходит постепенное вовлечение экономики Сингапура в общекитайское экономическое пространство и его превращение в важную часть нового «Большого Китая». Министерство транспорта Китая разработало недавно проект самой протяженной в мире скоростной железной дороги, которая свяжет Лондон с Россией, Ираном, Средней Азией, Китаем, Вьетнамом и Сингапуром. Расстояние от Лондона до Сингапура в одиннадцать тысяч километров будет преодолеваться за три дня. Пока это проект, в который продолжают вносить многие поправки. Но через десять лет такая сверхсовременная железнодорожная сеть может стать реальностью.
Ли Куан Ю не определял социально-экономический режим в Сингапуре как «рыночный социализм». Он говорил о «просвещенном авторитаризме» или как «регулируемый рынок при управляемой демократии». Сингапуром и сегодня продолжает управлять всё та же социал-демократическая и левая Партия Народного Действия, политика которой близка к политике современной КПК. Это также служит сближению между Республикой Сингапур и материковым Китаем.


Поворот истории

В конце ХХ века в западных странах появилось множество исследований и предсказаний о судьбе мира в ХХI веке. Формулируя свой шокирующий тезис о «конце истории», американский профессор-футуролог Фрэнсис Фукуяма прямо заявлял, что после поражения и распада Советского Союза в мире больше не осталось «жизнеспособных альтернатив западному либерализму, возглавляемому США». Этот вывод был с воодушевлением поддержан большинством американской интеллектуальной и политической элиты. Все цитировали также слова госсекретаря США Мадлен Олбрайт о том, что именно американцы являются «незаменимой нацией», которая обладает естественным правом говорить странам всего мира, что они могут и чего не могут делать. «Мы вправе применять силу, – заявляла М. Олбрайт, — потому что мы Америка. Мы сила, которую никому не позволено игнорировать... Франция владела семнадцатым столетием, Британия — девятнадцатым, а Америка — двадцатым. И она же будет владеть двадцать первым веком. Ибо Соединенные Штаты вступают в XXI век как страна несравненной мощи и процветания, как опора процветания, как опора безопасности, как благотворная сила. Именно США будут руководить эволюцией мировой системы в эпоху огромных перемен» (здесь автор объединил несколько фраз из редакционных статей двух ведущих американских журналов, вышедших в свет в самом начале 2000 года).
Эти настроения времен президента Б. Клинтона сохранились и даже укрепились во времена президента Джорджа Буша-младшего. В январе 2001 года, вступая в должность, он провозгласил начало «нового американского века».
Мало кто трезво оценивал в те годы возможности и перспективы Китая. По мнению многих западных аналитиков, для сильного и процветающего, а тем более для «Большого Китая» просто не осталось места в XXI веке. Еще в 1993 году премьер Сингапура Ли Куан Ю писал: «Размеры изменения Китаем расстановки сил в мире таковы, что миру понадобится от тридцати до сорока лет, чтобы восстановить потерянный баланс. На международную сцену выходит не просто еще один игрок. Выходит величайший игрок в истории человечества».
Однако многие американские геополитики и футурологи не хотели с этим соглашаться: они не видели в мире места для нового, да ещё сверхмощного игрока. И если Китай будет играть по каким-то иным правилам, то его будет ждать судьба Советского Союза. Однако подъем Китая продолжается и становится все более уверенным и неудержимым. История не кончилась, но она делает новый поворот. Уходит время стран-гегемонов, и мир становится реально многополюсным. При этом по многим важнейшим показателям экономической, военной и политической мощи, а также по своей «мягкой силе» именно Китай и прежде всего «Большой Китай» начинает занимать место страны-лидера. Соответственно многим другим претендентам на роль мирового или регионального лидера приходится потесниться.
Соединенные Штаты не уйдут из Восточной Азии, и они будут стремиться к укреплению военно-политического и стратегического союза с Японией. Однако Соединенным Штатам придется и, вероятнее всего, в пределах ближайших десяти – пятнадцати лет уйти из Тайваня и соответственно уйти со своих прежних позиций в Южно-Китайском, в Восточно-Китайском и в Желтом морях. Очень трудный выбор предстоит сделать в эти годы и Южной Корее. Китай станет доминирующим государством в Юго-Восточной Азии, и странам этого региона потребуется немало усилий, чтобы установить с Китаем гармоничные дружественные и взаимовыгодные отношения. Это будет также самой важной частью китайской внешней политики. Сильными и влиятельными странами этого региона станут Вьетнам и Индонезия.
Европейский Союз пережил мировой экономический кризис 2008–2009 годов не без потерь. Однако эти испытания не привели к распаду ЕС. Все признают, что именно Германия и Франция являются на сегодня ядром Европейского Союза; на экономики этих стран опирается и новая европейская валюта — евро. В целом экономика стран Западной Европы развивалась в последние десять лет по иным моделям, чем экономика США. В ЕС больше, чем в США заботились об инвестициях в основной капитал и о развитии экспортных производств. По совокупной стоимости активов страны ЕС к настоящему времени превзошли Соединенные штаты. Одним из главных факторов большей, чем в США устойчивости главных европейских экономик в условиях мирового кризиса, многие эксперты называют такие внеэкономические факторы, как богатство исторического опыта стран Западной Европы и прочность их интеллектуальных и культурных традиций. Европейская цивилизация является более глубокой и более богатой, чем североамериканская, и поэтому глобализация в ее американских формах нашла в Западной Европе не слишком много приверженцев.
Между Большим Китаем, экономическое могущество и влияние которого продолжают расти, и Европейским Союзом, который, как можно с уверенностью полагать, остановил свое продвижение на Восток, лежит огромное Евразийское пространство, и страны этого региона начинают создавать свои союзы. Идет процесс консолидации, ядром которого является на сегодня ЕвроАзЭС и недавно созданный Таможенный Союз в составе России, Казахстана и Беларуси.
Есть все основания предполагать, что в этот процесс формирования на просторах Евразии единого экономического пространства включится вскоре и Украина. Не останутся в стороне от этого процесса и почти все другие республики бывшего СССР. У всех этих стран общая инфраструктура и множество общих экономических систем. Попытки переориентировать экономику этих стран на США или какие-либо другие центры формирующегося сегодня многополюсного мира не могут быть успешными.
Тот поворот истории, который начал происходить в мире, имеет объективный характер и определяется столь мощными факторами, что попытки противодействовать ему неизбежно обречены на провал. Давно ушла в прошлое эпоха и идеология «евроцентризма». Теперь уходит в прошлое эпоха и идеология «американского мира» и глобализации. Формирование многополюсного мира вступает в решающую фазу. «Большой Китай» станет одной из самых крупных и самых важных частей этого нового мироустройства.

 

Архив номеров

Новости Дальнего Востока